Общие причины
Существуют причины, которые не зависят от типа и состояния элементов рулевого управления, к ним относятся низкое давление в шинах и неправильный развал-схождение колес, нарушение геометрии кузова и т.д.
В первом случае из-за большого пятна контакта шины с дорогой не только увеличивается износ резины, но и усиливается нагрузка на руль, который начинает туго крутиться. Во втором случае неправильные углы расположения колес тоже приводят к данной неисправности. Про влияние геометрии кузова мы поговорим позже.
Также следует обратить внимание на подшипник поворотного кулака, на примере Nissan Primera показано ниже. Из-за износа пыльника он ржавеет, в результате приходится больше прилагать усилия при повороте
И еще, важно понимать, что, если на авто были установлены другие шины и они больше и шире, чем предыдущие, то крутится руль будет туго и это естественно, тут паниковать не стоит
Также стоит обратить внимание на крестовины (карданчики) рулевой колонки. Их может быть одна или две (нижняя и верхняя), все зависит от конструкции
Крестовины могут закусывать или после установки новых, руль некоторое время будет тяжело вращаться.
Обязательно обратите внимание на пыльник кардана, к примеру, на Toyota Caldina 2.0 MT 4WD FULL он выглядит так. Если он порван, то замените его, так как через время попавшие туда вода и грязь приведут к нехорошим последствиям
Первый признак, что проблема именно в крестовинах, это тугое вращение руля с циклическими рывками
Если он порван, то замените его, так как через время попавшие туда вода и грязь приведут к нехорошим последствиям. Первый признак, что проблема именно в крестовинах, это тугое вращение руля с циклическими рывками.
Также разное поведение руля возможно в результате линейного расширения деталей. Как правило, если допуски и посадки в деталях подобраны правильно, а это касается и крестовин, то после их нагрева или охлаждения не возникает заеданий, руль крутится легко и плавно.
Если же данные параметры выдержаны неправильно, а это больше касается не оригинальных запасных частей, тогда руль будет туго крутиться, с заеданиями как при холодном двигателе, так и на прогретом.
Общие причины
Если
проблема появилась не сразу, а нарастала постепенно (например, в течение месяца),
нужно проверить приводной ремень — вероятно, он проскальзывает. Тогда насос ГУР
теряет эффективность, что приводит к затруднению управления машиной. Нужно провести
осмотр привода на работающем и остановленном двигателе. Натяжка ремня должна
быть оптимальной, изделие лишено трещин, потертостей и масляных подтеков. При
запущенном моторе привод должен крутиться без свиста и проскальзываний.
Если
при повороте приходится прикладывать большое усилие, возможно, понизился
уровень масла в бачке ГУР. Это могло произойти по таким причинам:
- уровень масла не
контролировался; - гидроусилитель руля
износился; - поврежден элемент
ГУР.
Гидроусилитель
состоит из множества мелких элементов, которые время от времени ломаются. Если
шайба или прокладка износились, связь элементов механизма нарушается, ощущается
тугость рулевого управления.
Тугой
руль может быть следствием нарушений в работе развал-схождения. Это серьезная
неисправность, которая образуется после аварии или въезда в глубокую яму. Еще
одна причина того, что руль начинает тяжело вращаться — изношенная колесная
резина. Эта проблема решается путём смены покрышек.
Если
насос гидроусилителя имеет дефект, при работе он издает характерные звуки. В
этом случае нарушается циркуляция рабочей жидкости в системе.
Если
машина сразу после старта ведет себя иначе, чем после продолжительной езды,
значит, характеристики элементов рулевого управления нарушены. Здесь возможны 2
варианта развития событий:
- С холодным двигателем руль
вращается легко, а после прогрева тяжелеет. - С холодным двигателем
вращение затруднено, а после небольшого пробега ситуация нормализуется.
Первая
ситуация связана с плохим подбором допусков и посадок в рулевой системе. Из-за
высокой температуры элементы расширяются, и если зазор отрегулирован
неправильно, происходит заедание элементов. Вторая проблема — результат
загустевания масла или забитого фильтра.
Как устранить проблему?
Если
произошло нарушение механических элементов ГУР, для решения проблемы лучше
обратиться на СТО, ведь точную диагностику можно провести только там. Менять
гидроусилитель нужно лишь после полного выхода из строя. Если же в систему
просто попал воздух, делаем так:
- Заглушить автомобиль, открыть
капот и найти бачок с рабочей жидкостью для ГУР. Эта емкость находится в
районе гидронасоса, который представляет собой цилиндр примерно 20 см
длиной. К устройству подключены шланги, по которым происходит перекачка жидкости.
По ним и можно отыскать бачок. - Открываем бачок, заполняем
емкость машинным маслом. Небольшую канистру с маслом следует всегда иметь
под рукой. Доливать нужно такое же масло, какое залито в бачок сейчас. Тип
масла, которое производитель рекомендует использовать, указан в техпаспорте
автомобиля. Масло заливаем в бачок до верхней черты. - Заводим автомобиль,
несколько раз прокручиваем руль влево и вправо. После этого содержание
масла в бачке снова уменьшится, причем произойдет это почти сразу. Ничего
особенного — просто система вобрала в себя жидкость. Доливаем еще раз.
Если
таким способом устранить проблему не удалось, вероятнее всего, в системе
воздух. Для его удаления нужно еще несколько раз прокрутить руль влево и вправо
до упора. Это поможет выдавить воздух, механизм начнёт крутиться легко. Если система
не стала работать лучше, стоит обратиться в автосервис.
Проблема
тугого прокручивания рулевого управления сложна именно с точки зрения
установления точной причины. Конечно, первым делом нужно определить степень
накачки шин — ведь если она недостаточна, то даже исправная гидравлика будет
«тормозить». Следует также проверить натяжение привода и степень
заполнения бачка для рабочей жидкости. Эти проблемы можно решить на месте — все
остальное лучше делегировать мастерам.
Поиск и устранение неисправностей ГУР
Возможные причины, по которым не работает гидроусилителя руля, и как их устранить, рассмотрим ниже.
Обратные толчки на рулевом колесе (отдача)
Возможная причина — слабое натяжение приводного ремня насоса, либо этот ремень изношен. Устранение такой неисправности не займет значительного количества времени и средств, потому как необходимо заменить ремень, либо отрегулировать его натяжение.
Рулевое колесо прокручивается с усилием
Если туго крутится руль с гидроусилителем, то причин такой неисправности может быть несколько:
- слабое натяжение приводного ремня насоса (отрегулировать натяжение),
- низкий (критический) уровень жидкости в бачке ГУР (долить жидкость),
- засоренность фильтра бачка ГУР (заменить фильтр),
- низкое рабочее давление насоса на гидроусилителе (заменить или отремонтировать насос),
- воздух в ГУР (удалить скопившийся воздух и проверить герметичность).
Жидкость в ГУР необходимо доливать ту, которая была залита изначально. Для этого лучше хранить тару, в которой жидкость продавалась.
Вращение колеса требует усилия
Причина такой неисправности гидроусилителя руля одна — неисправность насоса. Устранение — проверить и произвести ремонт насоса, заменить его сальники.
Рулевое колесо в среднем положении крутится с большим усилием
- неисправность насоса, устранить которую можно заменой детали, либо ее ремонтом,
- механическая неисправность — рекомендуется провести диагностику системы рулевого управления.
Вибрация
Возможные причины неисправности:
- механическое повреждение, опасное состояние шин (выявить дефектные шины, отремонтировать их или заменить на новые),
- попадание воздуха в гидравлическую систему (удалить воздух, предварительно установив причину его попадания).
Шум при работе
- низкий уровень жидкости ГУР в бачке (устранить течь, проверить герметичность и долить жидкость),
- повреждение (износ) шлангов высокого и низкого давления (в таком случае проверяют шланги и заменяют вышедшие из строя),
- скопление жидкости через предохранительный клапан, сопровождается свистящим звуком при крайнем положении рулевого колеса (проверить работу насоса, в случае его отказа заменить).
Нечеткая работа рулевого управления
- нарушение геометрии рулевого привода (необходимо проверить состояние шин),
- износ деталей рулевого управления (проверить визуально состояние деталей и узлов, устранить их неисправности),
- течь жидкости (проверить герметичность).
Гидроусилитель руля, как говорилось выше, влияет на ходовую часть автомобиля, поэтому его исправная работа — залог удачной поездки. В случае подозрения на неправильную работу ГУР рекомендуется остановить движение и продолжить его после ремонта гидроусилителя.
Чтобы понять почему туго крутится руль, нужно выяснить какой тип рулевого управления установлен на вашем автомобиле – обычный с рулевой рейкой, в дополнении с гидроусилителем (ГУР) и электроусилителем (ЭУР), комбинированный (ЭГУР), с превмоусилителем. Рассмотрим первые четыре случая, которые являются наиболее распространенными.
Сначала остановимся на общих причинах тугого руля, затем распределим их по типах рулевого управления, подробнее акцентируем внимание на ВАЗ 2105, 2106 (и других моделей из этой линейки), 2109, Шевроле Лачетти, BMW e39, Mazda 3, Volvo xc90, Рено Симбол и Газель
Но важно понимать, что усилие на рулевом колесе проверяется только в движении или на вывешенных передних колесах. Если машина стоит на месте возникают большие нагрузки на элементы рулевого управления
Особенно это опасно для заднеприводных авто, к примеру, ВАЗ классика, где рулевая колонка крепится к лонжерону, который от больших нагрузок мажет треснуть
Если машина стоит на месте возникают большие нагрузки на элементы рулевого управления. Особенно это опасно для заднеприводных авто, к примеру, ВАЗ классика, где рулевая колонка крепится к лонжерону, который от больших нагрузок мажет треснуть
Но важно понимать, что усилие на рулевом колесе проверяется только в движении или на вывешенных передних колесах. Если машина стоит на месте возникают большие нагрузки на элементы рулевого управления
Особенно это опасно для заднеприводных авто, к примеру, ВАЗ классика, где рулевая колонка крепится к лонжерону, который от больших нагрузок мажет треснуть.