Как затянуть хомут пыльника ШРУСа П-образного
Сейчас чехлы стали делать из более жесткого материала, чем обыкновенная резина. Их бывает непросто затянуть при помощи обыкновенных ленточных хомутиков. Поэтому многие автолюбители предпочитают модернизированные устройства. Есть разные их варианты, среди недорогих — крепежи с П-образными ушками. Их затягивают клещами, чаще всего марки Licota ATC-2190.
Стоят такие клещи дороговато — до 20 евро, но есть и более дешевые варианты. Лучше использовать клещи с вырезом под квадратик 1/2. Ручки на них можно удлинять при помощи воротков. Принцип работы приспособления несложен: оно сжимает П-образный бугорок на хомутке, и крепеж хорошо затягивается. Особенно эффективны инструменты с удлиненными ручками. Ими хорошо сжимаются даже чехлы, сделанные из плотного материала.
Установка хомута позволяет избежать вытекание заложенной смазки. В процессе эксплуатации зажим ШРУСа может ослабнуть и попавший под пыльник мусор в скором времени вызовет хруст и необходимость ремонта шарнира, поэтому при первых же выделениях смазки следует принять меры, предотвращающие разгерметизацию.
Зажимной крепеж
Часть автомобилей европейского производства переведено на использование зажимных хомутов, так как они сочетают в себе надежность и простоту. Для их установки используются специальные клещи для хомутов ШРУСа.
Выполнение размещения хомута на ШРУС происходит в следующем порядке:
- Подбирается необходимый диаметр;
- Хомут располагается на пыльнике. Устанавливать его следует без перекосов;
- Для осуществления обжима используются щипцы для хомутов. В случае их отсутствия можно воспользоваться клещами подходящего размера;
- По завершению работ следует проверить надежность фиксации хомута.
Главным преимуществом зажимного крепежа является отсутствие необходимости покупки дорогостоящего специального инструмента. Выполнение работы обычными клещами обеспечит высокую надежность и продолжительную службу.
Альтернативы
Среди автолюбителей бытует мнение, что стандартные хомуты ШРУСов ненадежны. Не будем выяснять причины такой дурной славы, их может быть множество: от нарушения технологии производства и экономии на качественном сырье до неправильной установки. Рассмотрим, какие альтернативы стандартным хомутам стали наиболее популярны при закреплении пыльников ШРУСов.
Первым и самым очевидным заменителем является винтовой хомут. Тот, который все привыкли видеть на шлангах. Затяжка такого элемента осуществляется путем вкручивания болта. Выглядит он вот так:
В принципе данный элемент должен обеспечить достаточно прочную фиксацию и не допустить попадания пыли или воды в пальник.
Вторым по популярности заменителем стали пластмассовые хомуты (стяжки). По отзывам автовладельцев хомуты из хорошего пластика служат по-настоящему долго. Что касается фиксации, то она определенно не уступает стандартным хомутам ШРУСов. Тут вся проблема в том, чтобы найти хорошую пластмассовую стяжку.
Пластиковые и проволочные хомуты
Пластиковые хомуты не применяются для фиксации пыльника. Обусловлено это низкой прочностью и надежностью крепления. Такой хомут не способен выдержать динамические нагрузки, а также склонен к появлению повреждений от высоких и низких температур.
Правильно поставленный проволочный хомут не отличается по силе фиксации от заводского. Несмотря на это, использовать его не рекомендуется по следующим причинам:
- слишком сильное затягивание ведет к перерезанию пыльника;
- проволока может оказаться недостаточно жесткой, что приведет к послаблению крепления;
- нехватка прочности вызывает разрыв провода в процессе эксплуатации.
Зачем закреплять хомут на ШРУСе
ШРУС — надежный механизм, способный без проблем проехать более 150 000 км, но со временем он приходит в негодность. О проблемах с деталью говорит неприятный хруст. Хрустеть могут не только подержанные, но и совершенно новые автомобили. Способность шарнира верой и правдой служить долгое время зависит от 2 условий:
- полноценное смазывание;
- защита от негативного влияния среды (загрязнения или попадания воды).
Шарнир нужно смазывать — и чем чаще, тем лучше. А защищается он при помощи пыльника, который надевается на вал и надёжно покрывает элементы узла. Крепится пыльник хомутами. Когда происходит их ослабление, слышится неприятный звук. Поэтому время от времени водитель сталкивается с такой задачей, как затяжка хомутов пыльника ШРУСа.
Есть несколько способов крепления ШРУСа:
- ленточный механизм;
- зажимной крепеж;
- П-образный вариант крепления.
Как затянуть ленточный хомут на ШРУСе — ручной способ
Устанавливать такое приспособление несложно, а
его фиксация достаточно надежна. При выборе устройства смотрите на качество
стали, из которой оно изготовлено. Чтобы его застегнуть, придётся использовать
устройство для затягивания ленточных хомутиков. Для затяжки устройства можно
применить плоскогубцы.
Действуем так:
- Хомутик насаживаем на пыльник,
его кончик захватываем пассатижами. - Далее кончик тянем на себя,
прикладывая усилия. Во время процедуры следим, чтобы затягивание
происходило без перекосов. - Немного заводим кончик кверху и
загибаем усики. - Конец ленты застегиваем. По
окончании установки проверяем равномерность прилегания.
А вот как правильно провести процедуру при помощи
машинки для затягивания:
- Ленту размещаем сверху пыльника.
Ее кончик вставляем в держатель (для этого есть пропил). - Держатель прижимаем к замку
хомутика. - Ленту на инструмент наматываем
вращательными движениями. Когда натяжка будет нормальной, ленту загибаем. - Выполняем контроль установки.
Учитывайте силу натяжения. После натягивания смазка не должна выходить
наружу. Если перетянуть, пыльник лопнет.
Как затянуть хомут пыльника ШРУСа? 3 способа
Некоторых новичков-автолюбителей интересует вопрос: как затянуть хомут пыльника ШРУСа самостоятельно, чтобы он надежно держал? Возникают варианты: можно вместо металлических, использовать пластмассовые хомуты? Выясняют, а проволокой можно это сделать? Интересуются, можно ли устанавливать на пыльники ШРУСа винтообразные хомуты? Сразу насчет пластика: пластмасса может оказаться мягкой или хрупкой, в общем не надежной! Честно говоря, на практике не встречалась ни разу комплектовка данных запчастей или привода хомутами из пластмассы.Относительно проволоки:
данное действо – изобретение деревянного велосипеда, на мой взгляд. Этот способ можно использовать разве что для временной затяжки. Но в природе автолюбителей, как известно: нет ничего более постоянного, чем временное. К тому же, подобрать соответствующую проволоку, чтобы она не резанула сам пыльник и не была слишком мягкой одновременно – достаточно умная задачка. А при использовании винтообразных (червячных) хомутов высокая вероятность раскрутки или цепляния самого винта за что-нибудь при поездке.
Как затянуть хомут пыльника ШРУСа?
Итак, используем специальные предназначенные для данных целей хомуты. Они бывают двух видов. Первый – с П-образным замком. Второй – ленточного типа. И тот и другой типы, как правило, бывают изготовлены (даже кустарного, «кооперативного» производства) с достаточно правильно выбранных сплавов. То есть обеспечивают при работе и достаточную жесткость, и возможность пластической деформации при процессе затягивания.
К тому же, и тот, и другой типы – универсальные. Есть только два основных размера, которые позволяют фиксировать пыльники от 18 до 110 мм. в диаметре. Рассмотрим подробнее, как использовать и тот, и другой варианты.
Хомут «ленточный» (ручной способ)
Ленту достаточно легко устанавливать на пыльник с помощью простых подручных средств. Воспользуемся плоскогубцами. Итак: надеваем хомут, с максимальным усилием натягиваем кончик плоскогубцами, подгибаем вверх. Загибая специальные усики, расположенные на кольце хомута, фиксируем окончания ленты.
Лишнее полотно ленты обрезаем (откусываем щипцами или кусачками – что найдется под рукой). Сделать такую процедуру сможет, наверное, каждый, даже новичок.
Однако
, специалисты на СТО рассказывают, что таким способом хорошо затянуть хомут ШРУСа практически невозможно. Хотя, при этом, сам лично наблюдал, как все-таки затягивают подобным способом и бывалые мастера. Так что, кому верить – уже решайте сами. Но факт остается фактом: такой способ затягивания ленточного хомутика существует и используется с успехом даже на «продвинутых» СТО.
Хомут «П-образный» (ручной способ)
Также можно просто надеть и закрепить «п-образный» (с соответствующим замком). Он устанавливается на пыльник и специальными щипцами для обжимки поджимается. Можно это сделать и простыми клещами, не слишком большими, чтобы соответствовали размерам пыльника. Таким образом, получаем гарантированную надежность самостоятельной работы.
Хомут ленточный (механический способ)
У кого есть такая возможность
, можно для установки и затягивания ленточных хомутов использовать специальную машинку, сделанную собственноручно или взятую на прокат в соседнем гараже у такого же как вы автолюбителя. Она состоит из держателя, ручки, вертушки, соединенных между собой в определенном порядке.
Принцип действия
рукотворного механизма от специалистов-умельцев из народа довольно простой. Ленточный хомут одеваем на пыльник (как правило, хомут продается в комплекте или придется купить его отдельно, а для этого понадобится знать размеры детали).
Ленту полотна хомута немного подтягиваем и вставляем в пропил держателя приспособления. Носик держателя упираемся в замок хомутика и производим аккуратное наматывание ленты за счет вращения оси. После достаточного натяжения, ленту загибаем к замку и обрезаем (с запасом)! Хомут на замке, и держит крепче крепкого. Стоит отметить данный способ, как затянуть хомут пыльника ШРУСа, как самого надежного. Тут лишь маленький нюанс: нужно стараться не перетянуть, так как с помощью механизма это сделать нетрудно.
Ленточные металлические хомуты
Наиболее часто данный вид крепежа идет в заводской комплектации. Обусловлено это надежной фиксацией и простотой монтажа. Для того, чтобы хомут ШРУСа эксплуатировался продолжительное время, необходимо выполнение следующих условий:
- изготавливая ленту, производитель использовал качественную сталь;
- монтаж на пыльник производился при помощи приспособления для затяжки ленточных хомутов ШРУСа;
- для установки крепежа необходимо наличие навыков работы с инструментом.
Для затяжки хомутов ШРУСа можно воспользоваться подручными средствами, но качество в таком случае будет зависеть только от опытности умельца. Единственный инструмент, который потребуется − плоскогубцы. Последовательность затягивания хомута:
- Хомут насаживается на пыльник;
- Кончик захватывается плоскогубцами;
- Потянуть с небольшим усилием и проследить, чтобы хомут затягивал пыльник без перекосов;
- Создать максимальное усилие и подогнуть вверх;
- Загнуть усики;
- Застегнуть конец ленты.
Для упрощения затягивания ленты и повышения качества фиксации пыльника используется специальная машинка для затяжки. В ее конструкцию входят:
- ручка;
- держатель;
- вертушка.
Чтобы использовать устройство, следует придерживаться плана:
- Расположить ленту поверх пыльника;
- Вставить ее конец в пропил держателя;
- Упереть держатель в замок хомута;
- Вращательными движениями начать наматывать ленту на инструмент;
- При достаточном натяжении загнуть ленту;
- Проконтролировать застёгнутый хомут на правильность монтажа.
Для осуществления качественного монтажа следует правильно определить окончательное усилие. Сила затягивания не должна позволять смазке вылезать наружу, но при этом следует не допускать разрезания пыльника.
Червячные хомуты:
На этих хомутах стоит специальный винт с червячной резьбой. Вращение такого винта приводит к затягиванию ленты. На ленте нанесены сквозные или не сквозные, вдавленные, насечки через определенное равное расстояние. Вид насечки определяет прочность хомута. Так хомуты со сквозными насечками или вдавленными внутрь менее прочные, к тому же при затягивании могут повредить резину шланга. Самые прочные и эффективные червячные хомуты – с гладкой внутренней поверхностью ленты и вдавленными наружу насечками. Головка винта специально выполнена с прорезями для шлицевой и (или) крестовой отвертки, что позволяет использовать его даже в самых труднодоступных местах. Производятся червячные в соответствии с ГОСТ 28191 и ДИН 3017.
Важный нюанс: выбирая червячный хомут, обратите внимание, чтобы нижняя лента хомута была приварена к винтовому механизму. Хомуты с не приваренной лентой, если с ними неаккуратно работать, могут, неожиданно, раскрываться
Производятся эти хомуты из:
- оцинкованной стали – применяются при небольшой влажности.
- нержавеющей стали – подходят для применения в агрессивных условиях среды, большой влажности (даже под водой).
Червячные хомуты с вдавленными наружу насечками.
Как зажать хомут на ШРУСе — механический способ
Некоторые авто из Европы переведены на применение зажимов, изготовленных в виде хомутов. Зажимы отличаются простотой и прочностью. Устанавливают их обычно при помощи клещей, но народные умельцы обходятся и обыкновенными плоскогубцами.
Перед установкой хомута нужно выбрать диаметр. После этого производится установка хомутов на пыльник ШРУСа
Важно обойтись без перекосов. Монтаж лучше производить при помощи обжимных щипцов
При их отсутствии используем клещи. Работа несложная, по ее окончании нужно проверить качество зажима. Основной плюс варианта — не нужно применять специнструмент. Если при установке устройства использовать обычные плоскогубцы, качество зажима от этого не пострадает.
Можно использовать устройство винтового типа. Зажимается оно при помощи отвертки. Устанавливать такой хомутик проще всего, но здесь есть свои недостатки:
- «Граната» (жаргонное название шарнира) подвержена воздействию вибрации, из-за которой болтик может открутиться. Поэтому затягивать устройство нужно как можно сильнее.
- Выпячивающийся замок выглядит неэстетично. Кроме того, при езде он может за что-либо задевать.
- Такие хомутики часто бывают некачественными.
Признаки выхода пыльника из строя
Как говорилось в одном из предыдущих разделов, пыльник стал для автолюбителей чем-то вроде расходников. Если он «ходит» хотя бы год, это уже можно назвать отличным результатом. Выявить дефект пыльника очень легко – достаточно осмотреть пыльник как следует. Признаком выхода изделия из строя является:
- Разрыв в одном или нескольких местах;
- Наличие смазочного материала гранаты на внешней поверхности пыльника;
- Появление большого числа мелких трещин.
Хоть пыльник и рекомендуется осматривать каждые 10-15 тысяч километров пробега (а в случае дешевого расходника и того чаще), зачастую автолюбителя получают сигнал о необходимости его замены без визуального осмотра – когда в нижней части автомобиля начинает раздаваться скрежет и хруст.
Хомут-стяжка своими руками
Сразу отмечу, что использование самодельных хомутов-стяжек подходит скорее для экстренных случаев. При выборе элементов крепежа электропроводки предпочтение следует отдавать профессиональному (покупному) крепежу. Это поможет вам сыкономить время и нервы, и будет способствовать долговечности электропроводки.
Но бывают случаи, когда вы не рассчитали с необходимым для монтажа электропроводки количеством хомутов-стяжек, или надо срочно закрепить один провод на поверхности и стяжки закончились, а магазина рядом нет или он не работает. Что делать тогда? Выйти из ситуации можно сделав хомуты стяжки своими руками.
Хомут-стяжка из кабеля
Для изготовления хомута-стяжки из кабеля понадобятся обычные дюбель гвозди, желательно с плоской шляпкой и обрезки кабеля оставшиеся после монтажа. Если кабель плоский двухжильный, то сверлим отверстие, пробиваем обрезок кабеля посередине межу жилами, так чтобы с обеих сторон остались одинаковые по длине отрезки, которыми и будем стягивать монтируемую электропроводку.
Если использовать одну жилу кабеля, то подготовленный с учетом необходимой длины обрезок надо согнуть пополам, и обмотать его на несколько мотков вокруг дюбеля или шурупа. После чего надо забить дюбель или закрутить шуруп и зафиксировать проводку свободными концами обрезка.
Хомут-стяжка из метала
Для самодельных хомутов стяжек можно использовать и металлические полосы. Не смотря на то, что этот метод крепления электропроводки довольно древний, такие ленты из тонкой оцинкованной стали еще можно встретить в электромонтажных магазинах. Но в последнее время предпочтение отдается более современным материалам.
При отсутствии покупной металлической ленты можно нарезать полосы из тонкого металла самостоятельно. Для большей надежности и долговечности, для этого лучше использовать оцинкованную сталь, но в крайних случаях можно воспользоваться и старым дедовским методом — нарезать полоски метала из жестяной консервной банки.
Отрезанную нужной длины полоску металла пробивают дюбелем или шурупом и крепят к поверхности. Проводку фиксируют, загибая края самодельного металлического хомута в замок.
Захрустел ШРУС. Ремонт ШРУСа своими руками
ШРУС (Шарнир равных угловых скоростей, или просто — «граната» в просто народии) — устройство, которое обеспечивает передачу крутящего момента, с углом поворота около 70 градусов по отношению к оси. Используются ШРУСы в легковых автомобилях, точнее в системах привода управляемыми колёсами, как правило, в паре с независимой подвеской, иногда встречается на задних колёсах.
Как быть если захрустел ШРУС, и что это означает?
Как правило, ШРУС обладает довольно большим запасом прочности, иногда его ресурс превышает ресурс самого транспортного средства. Зачастую преждевременная поломка этого механизма связана с разрывом защитного чехла, вследствие этого, пыль вперемешку с песком и влагой попадают на вращающиеся части шарнира. Из-за этого в ШРУСе начинается усиленный износ всех деталей. Бывает также, что пыльник цел, а треск очень сильный. Это может свидетельствовать о явных проблемах, которые вызваны старением смазки внутри механизма. Иногда покупая иномарку с «приличным» пробегом (от 250 тыс. км), хозяева, заинтересованные в продаже, набивают ШРУСы кусками тряпок, или бумагой вперемешку со смазкой. Весь этот «винигрет» заявит о себе уже через 2—3 тысячи км. Если проигнорировать хруст ШРУСа, то со временем он усилится, в результате чего увеличится износ и ШРУС просто необходимо будет заменить на новый, так как детали с большой «выработкой» не подлежат восстановлению.
Для того чтобы, как говориться, добраться до этого хитроумного механизма, следует демонтировать полуось, немного отпустить хомуты пыльника, после чего выдернуть его в сторону полуоси. Для того, чтобы снять ШРУС с полуоси, вам понадобится молоток, только без фанатизма, пожалуйста. А также выколотка из мягкого материала (алюминий, медь, или дерева). ШРУС – довольно непростое изделие, это при том, что состоит всего лишь из четырех элементов: кулака, шариков, сепаратора и корпуса.
Ремонт ШРУСа. Демонтаж и замена
Прежде всего необходимо сделать метки общего расположения наружной, а также внутренней обоймы, для этого вам понадобится раздобыть керно или чертилку, можно что-то и более современное — маркер или краску.
И так, приступим…
1. Зажмите шарнир в тисках, после этого поверните до упора внутреннюю часть обоймы, затем попарно извлеките шарики. Помогайте себе отверткой, постукивайте молотком.
2. Как только достали все шарики, установите сепаратор в вертикальном положении, таким образом, чтобы его удлиненные окна могли пересекаться с торцом корпуса.
3. После этого извлеките кулак с сепаратором. Вращайте кулак, при этом утапливайте один из выступов находящихся в окне сепаратора, затем разъедините эти детали.
4. Осмотрите детали, предварительно промыв их и высушив. В случае если в местах стыков нету сколов и выработки, а также явных задиров и цвета побежалости — устройство еще послужит. Если же на деталях обнаружен какой-то из вышеуказанных дефектов, их необходимо заменить новыми.
Собирать механизм, понятное дело следует в обратной последовательности, однако прежде чем приступить к этому этапу, необходимо все как следует смазать. Внутреннюю обойму с сепаратором следует вставить в наружную, помните также про метки, которые ставили в начале. Шарики закладывайте попарно, как и при разборке. Набейте шарнир смазкой марки «ШРУС-4» в соотношении 80-100 г. на шарнир. В качестве альтернативы подойдет «литол», а также другие консистентные смазочные аналоги. Не вздумайте экономить, для себя ведь стараетесь. Работоспособность ШРУСа в большой степени зависит от того, сколько смазки в нем имеется. Не лишним будет положить грамм 40-50 непосредственно в чехол. Собирая ШРУС, выбейте шарнир по шлицам и оденьте пыльник, после этого затяните хомут. Задача пыльника заключается в том, чтобы обеспечить хорошую герметичность шарнира. Смазывая детали, вращайте шрус, для равномерного распределения смазки внутри. Убедитесь еще раз в правильности его сборки, — при вращении не должно быть закусываний или сильного сопротивления.
Захрустел ШРУС. Ремонт ШРУСа своими руками 2.3 (46.67%) 3 голос
Стоит ли делать хомуты своими руками, и какие ошибки могут быть допущены
Хомут представляет собой на первый взгляд простейшее устройство, которое не отличается какими-либо трудными в понимании характеристиками. Наличие риска связанного с изготовлением самодельных хомутов зависит от того насколько человек уверен в своих силах, и в том может ли быть применен хомут в данных условиях.
К примеру, изрядно проржавевшая труба отопления дала течь. Участок коррозии на поврежденном участке имеет достаточно широкую площадь. Если изготовить хомут неправильно, несоответствующего необходимому размеру, то после попытки его установки ситуация может лишь усугубиться.
Потеки ржавчины из под хомута
Опираясь на это, естественно, лучше всегда иметь под рукой хомуты различных модификаций и размеров заводского производства или при появлении проблем с трубопроводом, немедленно обращаться в ремонтную службу. К сожалению, ни первый, ни второй варианты зачастую неосуществимы. Протечку никто не планирует, время ее возникновения не регламентировано, и иметь в наличии хомуты всех конфигураций не предоставляется возможным.
При возникновении утечки, нужно принимать немедленные меры. И именно с этой целью можно изготовить хомут своими руками, который даст время для того, чтобы решить проблему в полном объеме.
Простейший хомут
При отсутствии специализированных инструментов и материалов, вроде болгарки, дрели, листового металла и тому подобного, можно прибегнуть к самому простому, но на время решающему проблему варианту – сделать хомут из куска проволоки. Он поможет максимально быстро устранить течь и спокойно дождаться помощи специалистов:
Течь трубы
- Первое, что стоит сделать, так это найти скотч или изоляционную ленту, кусок достаточно мягкой для изгибания, но прочной проволоки и кусок резины (к примеру, жгут).
- Далее следует наложить фрагмент резины на трубу в том месте, где возникла течь, после чего он максимально плотно придавливается проволокой путем ее наматывания.
Такое изделие, изготовленное своими руками, не потребует больших временных затрат и при этом поможет избежать возможных больших проблем.
Конструктивные особенности и предназначение
Хомуты выполнены в виде пластин закруглённой формы, обхватывающих трубы и удерживающих их с помощью болтов. Для более плотной фиксации трубопровода и снижения механической нагрузки на крепления в конструкции предусмотрены уплотнительные прокладки, выполненный из профилированной резины или пищевого каучука. Он равномерно обхватывает трубопровод и предохраняет его от повреждения при стягивании скоб. На некоторых моделях затягивающие гайки также имеют прокладки и уплотнительные элементы, обеспечивающие более плотное прилегание элементов друг к другу.
Сфера использования хомутов очень обширна. Элементы используются для надёжной фиксации водопроводных и отопительных труб к стенам, что обеспечивает конструкции полную неподвижность и часто является необходимым условием при обустройстве коммуникаций. Хомуты широко используются в качестве герметизирующих скоб, монтируемых на слабые соединения и участки течи. Скобы плотно прижимают уплотнительные прокладки к повреждённому месту и устраняют протекание. Изделия могут накладываться на вертикальные и горизонтальные трубопроводы и устанавливаться при любых показателях температуры и влажности. Благодаря наличию резинового уплотнителя модели часто используют для заземления системы водопровода.
Нередко при помощи хомутов перекрывают отверстие от врезки, необходимость в которой на данный момент отпала. Деталь прекрасно справляется с коррозионными повреждениями, трещинами мелкого и среднего размера, и незаменима при переломах труб. В этих случаях используется специальный вид хомутов, закрепляемый на стены или потолки и поддерживающий повреждённый участок. Крепёжные элементы могут быть установлены на железобетонные, пластиковые, чугунные, стальные, медные и алюминиевые трубопроводы, и способны заменить сварочный процесс. Единственным ограничением по применению хомутов является их установка на крестовых стыках и искривлённых участках трубопровода. В таких криволинейных конструкциях использование хомутов неэффективно.
Главным отличием хомутов от фитингов и других фасонных частей трубопровода является момент их установки. И если другие элементы монтируются в систему в процессе её формирования, то хомуты устанавливаются на уже готовую конструкцию и завершают этап её монтажа. Одним из важных эксплуатационных свойств хомутов является их способность допускать продольное движение труб, возникающее вследствие линейного расширения. Однако поперечное смещение при этом невозможно. Благодаря этому качеству трубопровод может реагировать на изменения температуры в сети, оставаясь при этом неподвижной и жёсткой конструкцией.
Несмотря на относительную простоту устройства, ко всем видам хомутов предъявляются жёсткие требования ГОСТ. Это объясняется функциональной значимостью моделей и их значительным влиянием на общую прочность магистральных систем. Для каждого типа крепёжных элементов существуют свои нормы. Так, маркировка 24137 80 регламентирует ряд требований, предъявляемых к металлическим изделиям в виде подковы, кольца и двух полуколец. В документе подробно прописываются типоразмеры, марка стали, предельно допустимые нагрузки и величина предельного затягивания. В комплект каждого изделия обязательно входит крепление в виде шпильки-самореза, пластикового дюбеля или соединительной гайки. Полимерные модели соответствуют требованиям ГОСТ 17679 80, в котором также прописаны конструктивные характеристики и особенности использования пластиковых изделий.