Особенности применения тормозной жидкости ДОТ 4
Примечательным является тот факт, что в огромном множестве современных гидравлических тормозных систем, используемых ныне на автомобилях и велосипедах, используется тормозная жидкость с маркировкой ДОТ. Причём различается она по классам, начиная от ДОТ 1 и заканчивая ДОТ 5 и даже ДОТ 5.1. Единственными исключениями из данного утверждения являются гидравлические тормоза, производимые фирмами Shimano и Tektro. Последние в качестве тормозной жидкости реализуют минеральные масла собственного же производства.
Интересное: Чеснок Прокрученный С Солью На Зиму
Несколько углубляясь в особенности самого обозначения «ДОТ», стоит сказать, что оно является своеобразным усечённым вариантом английской аббревиатуры, составляемой из заглавных букв слов «United States Department of Transportation». Как наверняка можно понять, первые два слова так и не были включены в ДОТ.
Отличия основных типов элементов питания
Несмотря на одинаковый принцип работы, существует большое разнообразие аккумуляторов.
Главное их отличие – состав.
Гелевые являются одними из последних изобретенных.
Вместо электролита в их корпусе находится гель.
Гарантия от производителя для этого типа элементов питания самая долгая: срок годности гелевых аккумуляторов составляет до 10 лет, а в реальной работе срок службы составляет порядка 7 лет.
Но условия эксплуатации выполнять нужно строго.
Гелевый аккумулятор хорош тем, что у него очень высокий пусковой ток и он не требует обслуживания.
Безопасность использования обеспечена тем, что гель не протекает сквозь трещины в корпусе (если по какой-то причине они там образовались).
Работать этот элемент может не только в строго горизонтальном положении.
При хранении практически не теряет заряда.
Чтобы никаких проблем при использовании не возникло, ни в коем случае нельзя допускать перезарядя батареи и перепада температур.
Гель боится сильной жары и морозов.
Кроме того автомобильная электроника должна работать как часы.
Стоимость соответствует качеству – высокая.
Литий–ионные элементы питания считаются самыми энергоемкими.
По количеству циклов у него тоже одни из самых высоких показателей.
Удельная емкость из всех электролитосодержащих аккумуляторов самая высокая.
Производители гарантируют бесперебойную работу литий-ионных аккумуляторов в течение срока годности от 2-х до 3-х лет.
В отличие от других типов стерпит подзарядку при неполной разрядке и на дальнейшей работе это никак не отразится.
Существенный недостаток заключается в боязни высоких и низких температур. Цена высокая.
Сухозаряженные аккумуляторы могут хранится в течение срока годности до 5-ти лет: безотказно работают примерно тот же срок.
Обслуживание так же не требуется.
Чтобы привести в рабочее состояние нужно подзарядить или заполнить электролитом.
Эта же особенность является отрицательной.
Сразу после покупки такой аккумулятор использовать нельзя.
Аккумулятор – это не та вещь, на которой можно экономить.
На сегодняшний день цена у этого товара вполне сопоставима с качеством.
Правильная эксплуатация практически исключает сбои в работе.
Возможные дефекты появляются, как правило, еще на заводе при сборке.
Но это скорее исключение, чем правило.
В любом случае претензии предъявляются исключительно к производителю.
На рассмотрение и исправление недостатков отводится срок не более 45 дней.
Как продлить срок эксплуатации автомобильной резины
Для этого необходимо осуществлять регулярное ТО автомобиля и самих колёс. При обнаружении подозрительного истирания, следует обратиться в автосервис. Возможно в машине неисправна подвеска. Также стоит взять за правило, не менее 2-х раз в месяц проверять давление в шинах. После очередного наката 15 тыс. км, обращаться в сервис для балансировки колёс. При определённом износе, колёса следует менять местами.
Бережная эксплуатация автомобиля на дорогах с плохим покрытием, способна снизить риск ударов об острые ямы. Также следует избегать наездов на поребрики. Все эти факторы являются причиной грыж и порезов.
Учитывая недолговечность автомобильных шин, следует уделить их сохранности повышенное внимание. Незатруднительный уход, способен продлить эксплуатационный срок резины на несколько сезонов
А это, в свою очередь, сбережёт личный бюджет.
Об основных типах колодок
За последние годы автомобильная промышленность шагнула далеко вперед. Современный автомобиль, как правило, имеет продвинутую тормозную систему, это наличие систем, управляемых компьютером. Сюда стоит отнести ABS, систему курсовой устойчивости и т. п. Постоянное развитие машин приводит к прогрессу типов тормозных колодок. Различают следующие виды:
- с полуметаллическим фрикционным слоем (65% меди, порошка железа, проволоки);
- фрикционный слой из органики (резина, стекло, кевлар);
- из органики и металлических включений в соотношении 70/30);
- керамический фрикционный слой с небольшим включением меди.
Каждый из вышеперечисленных видов имеет свои сильные и слабые стороны. К примеру, полуметаллический фрикционный слой обладает хорошей теплоотдачей, но он быстро изнашивается и издает много шума во время работы. А вот накладки на тормозные колодки из органики практически не шумят и мягко работают, но в процессе выделяют много пыли, оседающей на диске колеса. Смело можно сказать, что керамические являются наиболее предпочтительными. Не шумят и изнашиваются не слишком быстро. Единственный их недостаток — высокая стоимость.
Эксплуатационные факторы
Некоторые водители проводят замену по прошествии 50…60 тыс. км, а для других дедлайн наступает уже на 10…15 тыс. км. Основными факторами в этой ситуации выступают способ эксплуатации, манера вождения, компания изготовитель колодок и тип тормозной системы.
Также стоит обратить внимание на сопутствующие элементы системы, от состояния которых зависит, через сколько менять тормозные колодки:
- регулировочные тяги с крепежом;
- различные уплотнители и защитные пыльники;
- манжеты и гидравлические шланги;
- демпфирующие пружины либо фиксирующие скобы.
Износ этих комплектующих также приводит к скорому истиранию фрикционных накладок.
Проводя диагностику тормозной системы, стоит проконтролировать правильность установки суппорта. Его перекос оказывает воздействие на равномерность износа колодок. Свойство сказывается и на эффективности торможения. Заметить данное явление можно по неравномерно вытертой накладке.
К негативным внешним факторам относятся следующие явления:
- температурный режим;
- наличие агрессивных реагентов и солей.
Эти обстоятельства способны сокращать эксплуатационный срок для изделий, так как основные фрикционные элементы теряют физико-химические параметры, закладываемые производителем.
Проводить замену колодок рекомендуется для всех колес одновременно. Это обеспечит гарантию качественной работы системы.
Это интересно: Кто придумал турбину на двигатель
Срок эксплуатации тормозных колодок
Тормозная система обеспечивает безопасность как самого водителя, так и его пассажиров
Поэтому ее правильное функционирование так важно. Тормозная колодка — это основной элемент в тормозной системе, отвечающей за способность автомобиля останавливаться по желанию водителя
Срок эксплуатации тормозных колодок наша тема сегодня.
Срок эксплуатации тормозных колодок
Состояние этого элемента определяет эффективность процесса торможения и надежность функционирования всей системы в общем.
Условия работы для тормозных колодок достаточно тяжелы, что может сказаться на их быстром износе при частом попадании в лужи, перепада температуры, большого количества грязи и пыли.
Поэтому тормозные колодки приходится достаточно часто менять. При этом к моменту замены и месту необходимо подойти со всей серьезностью и ответственностью.
Срок эксплуатации тормозных колодок — колодки изнашиваются вне зависимости от марки автомобиля и самих колодок. Со временем в процессе эксплуатации и под действием многих факторов из вне колодки начинают стачиваться. Для новых авто проверять степень стирания колодок можно через несколько лет.
Учтите, что скорость стирания задних и передних колодок разная. Из-за того, что в процессе торможение вес машины смещается преимущественно на передние колеса, задние колодки являются более износоустойчивыми. Средний «пробег» задних колодок составляет около 40-60 тысяч км, в то время как передние могут прослужить 20-30 тысяч. Но все эти данные лишь приблизительны.
Любителям более жесткого и агрессивного вождения, как и водителям-дальнобойщикам, чаще придется заниматься вопросом замены тормозных колодок.
Срок эксплуатации тормозных колодок — оценить степень стертости колодок можно и невооруженным глазом, оценив степень толщины тормозного участка колодки. Почти всегда на колодках видны поперечные борозды. Если степень стертости дошла до самого основания этих борозд, то пора их менять.
В большинстве случаев фирмы-производители предоставляют информацию о наименьшей допустимой толщине тормозящих колодок (в среднем 2-3 см). Также подсказать об изношенности данной детали могут такие признаки как снижение мощности торможения, слышимый хруст, поскрипывание, увеличение хода педали.
Однако это уже запущенное состояние тормозной системы, до которого доводить крайне не рекомендуется.
Большинство современных машин имеют специальные датчики, которые сами сигнализируют о наступлении времени замены тормозных колодок. Так же обнаружить данную проблему можно, оценив наличие металлической стружки в сочетании с тормозной пылью, находящихся на дисках машины. Если эту проблему вовремя не решить, то это может привести к необходимости замены и тормозного диска.
Поэтому рекомендуется регулярно наблюдать за состоянием тормозной системы, подвергая ее регулярному осмотру на СТО.
Срок эксплуатации тормозных колодок понятие не точное, зависит от качества колодок и темперамента водителя!
Как продлить срок эксплуатации?
Из-за нарушений правил эксплуатации автомобиля в зимнее время банки АКБ могут перемерзнуть в случае потери электролитом плотности.
Основные требования к помещению зарядной аккумуляторов регламентируются НПБ 105-03. В частности, само здание делится на отдельные категории. Классификация помещений с аккумуляторной зарядной станцией базируется на регламентируемых требованиях безопасности.
Изделия, изготовленные из резины, приобретать на грани срока их годности – это экстрим, тем более, когда для покупателя недоступна правдивая информация об условиях их хранения. Быстрый износ батареи происходит в режиме «такси» (частые разгоны и торможения, движение на короткие дистанции, стояние в пробках). В данном режиме производятся частые пуски двигателя, на что тратится значительная доля заряда батареи, но из-за коротких пробегов генератор не в состоянии обеспечить достаточную зарядку.
Помните такие? Эбонитовые корпуса, ячеистые крышки… В то время требования к исполнению АКБ были невысоки, КПД батареи был очень низким. А между тем на характеристики саморазряда напрямую влияет чистота применяемых материалов.
Срок годности и хранения таких аккумуляторных батарей зависит от заливки электролита. При наличии электролита максимальный срок хранения нового АКБ на складе – 3 года. У сухозаряженных аккумуляторов срок увеличивается до 5–7 лет (в зависимости от производителя). Из-за этого большинство АКБ поступают в продажу без заливки электролита. Если аккумулятор уже использовался, то сливать электролит нельзя.
Сейчас на рынке автомобильных аккумуляторов нет недостатка в предложениях продукции разных производителей.
Совершенно иная ситуация с сухозаряженными аккумуляторами (эти АКБ были заряжены на заводе-изготовителе, после чего с них был слит электролит, а батарея особым образом законсервирована): они не теряют своих свойств на протяжении трех-пяти лет. Но если такой аккумулятор хранился более года, то после ввода в эксплуатацию он требует подзарядки.
Снижение срока службы батареи может происходить по нескольким причинам:
- Бортовая сеть автомобиля более 14,4 В – этот параметр является критических для данной разновидности АКБ.
- Электролит очень чувствителен к низкой температуре и если гелеобразная субстанция замерзнет, то ее свойства уже не восстановятся.
- Короткое замыкание приводит к порче аккумулятора.
Основные причины снижения качества
В связи с тем, что в химический состав включены полигликоли и борнокислые эфиры происходит постепенное накопление влаги в рабочем растворе. И как уже упоминалось ранее, происходит нагревание вещества в тормозных колодках вплоть до образования паровой пробки.
При достижении влаги в автожидкости больше 3,5% такое вещество считается старым, а при наличии влаги более 5% необходимо срочно провести ее замену. Техническая характеристика жидкости зависит во многом от погодно-климатических условий окружающей среды. Чем выше температура воздуха и влажность окружающей среды, тем быстрее снижается период эксплуатации рабочей автожидкости.
Вязкость
Ещё одна характеристика, пожалуй самая важная для нас, отвечающая за качество работы тормозов — это вязкость тормозной жидкости. Чем меньше вязкость, тем более быстро и точно передаётся тормозное усилие и тормоза более адекватно реагируют.
Вязкость тормозных жидкостей представлена на следующем графике:
Опять же нельзя чётко обозначить значение вязкости DOT 4.5, поскольку в реальности оно колеблется от 1800 до 1200. Самая низкая вязкость у тормозных жидкостей DOT 5 и DOT 5.1, что делает их любимыми среди гонщиков всех колёсных агрегатов, оборудованных дисковыми тормозами. Низкая вязкость и как следствие высокая копилярность не только способствуют более идеальной работе тормозов, но и более лёгкому процессу прокачки тормозной системы.
Вязкость всех тормозных жидкостей DOT при температуре 100 °C составляет 1,5.
Сроки замены и признаки
Исходя из модели механизма тормозов и фрикционного материала планок, производители указывают, сколько тысяч километров пробега смогут выходить колодки. Также производители рекомендуют, когда нужно менять планки, ориентируясь на оставшийся минимально допустимый фрикционный слой.
Все это описано в инструкции к машине, но существуют усредненные нормы, значение которых колеблется в интервале от 20 до 30 тысяч км, для передних планок в дисковых тормозах. А для колодок задних тормозов барабанного, а также дискового типа, этот интервал пробега в км, нужно умножить на два.
Также большое значение, на скорость износа, имеет масса машины. Вышеописанные цифры актуальны для небольших легковых авто массой до 1300 кг. Если же рассматривать большие седаны весом около 1600 кг, то износ планок произойдет в полтора раза быстрее. У машин же снаряженной массой 1800 кг и более, замену колодок нужно будет производить после преодоления ими расстояния в два раза меньшего, чем сможет проехать небольшой легковой автомобиль.
Если же машина покупалась б/у, зачастую нет возможности узнать, когда последний раз менялись колодки, и каков их пробег. Понять, что пришла пора их заменить, помогут некоторые признаки:
Загорелся сигнальный индикатор износа колодок на панели приборов. На некоторых тормозных планках стоит электронный или механический индикатор, подающий сигнал, когда фрикционный материал изнашивается до минимального предела и наступает пора их менять.
- Появился звук при остановке авто. Этот звук возникает, при определенном проценте износа фрикционного материала, когда он стирается до металла.
- При резкой остановке слышится звук и ощущается биение в районе колес. Причиной этому служит неравномерный износ колодок или трещины и сколы, которые могут возникать на диске или фрикционном слое. При этом может не сработать даже индикатор при его наличии. Неравномерный износ фрикционного слоя опасен тем, что через определенное количество км пробега придется менять не только планки, но и диск или барабан колеса.
(Осторожно! Громкий звук.)
https://youtube.com/watch?v=UmbxgHWfsK0
- Вырос тормозной путь и время, затраченное на остановку авто. Это случается когда происходит неравномерный или полный износ планок, в этом случае нужно срочно их менять.
- Занос из-за неравномерного срабатывания тормозов, когда одно из колес схватывается быстрее, а второе, на котором износились колодки, медленнее.
Наиболее точным способом узнать о том, что пришла пора менять тормозные планки является регулярный визуальный их осмотр, после того как пробег авто превысил общепринятые 30 000 км. В этом случае правильно определить состояние фрикционного слоя помогут линейка или штангенциркуль. При этом допустимый его остаток не должен быть менее 1,5 или 2 мм в зависимости от марки авто.
https://youtube.com/watch?v=lWHzN5YZp8A
Все вышеописанные факторы износа касаются и задних тормозных механизмов в независимости от их типа. Разница лишь в том, что в задних дисковых тормозах способы проверки аналогичны передним. Единственным отличием, актуальным для колодок барабанных механизмов является то, что определить их износ можно еще и по срабатыванию ручного тормоза. Если при выжатом ручнике на уклоне, планки не удерживают машину от скатывания, значит, пришла пора их заменить.
Также при визуальном осмотре состояния тормозов барабанного механизма, в некоторых моделях машин предусмотрено окошко в барабане. Глянув в него, можно определить степень износа фрикционного слоя колодок.
Не допускайте полного износа на колодках фрикционного слоя, установите для себя, в зависимости от стиля езды и других факторов, оптимальный, именно для вашей машины пробег, после которого придет пора озаботиться проверкой их состояния.
Тормозная жидкость в запечатанном и закрытом состоянии
Когда бутылка тормозной жидкости выпускается с фабрики, она запечатана так, что не соприкасается с каким-либо внешним воздухом, который может содержать влагу. Большинство производителей тормозной жидкости заявляют, что герметичная бутылка не имеет установленного срока годности. В некотором смысле жидкость не разрушается со временем и обеспечивает тот же уровень производительности даже после нескольких лет стояния на полке. Открытая бутылка — это совсем другая история. Даже если вы вылили совсем немного жидкости из бутылки, вы все равно ввели влагу в уравнение, и начался химический процесс поглощения этой жидкости из воздуха. Большинство производителей рекомендуют использовать любую открытую бутылку тормозной жидкости в течение 12 месяцев после открытия. Если времени прошло уже намного больше, то бутылку следует выбросить. Имейте в виду, что полный год является самым крайним пределом хранения, который может обеспечить приемлемое качество тормозной жидкости. Трехмесячный период, скорее всего, обеспечит лучший предел безопасности с точки зрения сохранения точки кипения вблизи ее первоначального уровня.
pashevich — FAQ по тормозным жидкостям: DOT vs. Минеральное масло
Текст — Alex Mansell Перевод – Павел Садовский Оригинал — www.epicbleedsolutions.com Большинство из вас знает, что гидравлические велосипедные тормоза делятся на два типа в зависимости от используемой тормозной жидкости – минерального масла или DOT. Но какая из тормозных жидкостей лучше, и почему нам приходится выбирать один из двух типов тормозов?
Роль тормозной жидкости.Типы тормозных жидкостей.Тормозная жидкость DOT.СмазывающиеРастворительМодификаторыИнгибиторы
Температура кипения.
Что значит «сухая» и «влажная» температуры кипения?
Почему DOT 5 отличается от остальных?В чем преимущества DOT 5?Минеральное масло.
В отличие от DOT, спецификации минерального масла для гидравлических тормозов не подлежат сертификации и соответствия стандартам, поэтому очень сложно найти техническую информацию о составе и отдельных компонентах «коктейля» разных производителей. Гиганты велоиндустрии Shimano и Magura, несомненно, потратили уйму времени и денег на улучшение свойств своих брендовых минеральных масел, так что совершенно понятно, откуда такая завеса секретности. Не является ли отсутствие стандартов и спецификаций для минеральных масел чем-то плохим? Вот что говорят в Shimano по этому поводу: «На самом деле мы видим в этом преимущество использования минерального масла. Нам не нужно доверять сторонним организациям тестирование тормозной жидкости. Поскольку во всех тормозах Shimano используется минеральное масло (тормозная жидкость) Shimano, мы полностью контролируем процесс производства и можем с уверенностью обеспечить наилучшую работу тормозов» — Nick Murdick, ведущий инженер Shimano. Убедительный аргумент. Вполне разумно, что такая огромная компания, как Shimano, с огромным бюджетом, хотела бы полностью контролировать производство тормозной жидкости для своих же тормозов. Температура кипения минерального масла. Что ж, теперь мы подошли к самому интересному – именно здесь проявляется самое большое отличие минерального масла от гликольных тормозных жидкостей DOT. В отличие от DOT, минеральное масло является гидрофобной жидкостью, то есть оно не впитывает влагу из окружающей среды. Значит, вам не нужно беспокоиться о «влажной» температуре кипения масла, температура кипения всегда «сухая» и не изменяется со временем. Это хорошая новость. А плохая новость заключается в том, что вода все равно проникает в тормозную систему, через уплотнения, гидролинию и т.д. И поскольку попавшая влага не растворяется, то температура кипения «тормозной жидкости» падает до температуры кипения воды, то есть до 100 градусов. Происходит это потому, что гидрофобные свойства масла заставляют воду скапливаться в нижних точках гидравлической системы, к несчастью, как раз в калипере. И именно в районе калипера выделяется всё тепло при торможении. Вы можете подумать, что поскольку у минералки постоянная температура кипения, то по законам Вселенной она должна быть ниже, чем у DOT, потому что нельзя в одной жидкости соединить оба преимущества (высокую температуру кипения и ее постоянство независимо от содержания влаги). Давайте посмотрим на некоторые доступные нам графики.
Сроки годности тормозных жидкостей.
Тормозная жидкость DOT.Минеральное масло.Сравнение различных тормозных жидкостей
Что на счет совместимости минеральных масел для тормозов?Какие тормоза работают на минералке, а какие – на DOT?
Преимущества и недостатки.Преимущества и недостатки DOT:ПреимуществаНедостаткиПреимущества и недостатки минеральных масел:Преимущества:НедостаткиИ победителем становится…
п.с: напоминаю, переводчик несет ответственность только за правильность перевода, но не за правильность содержания статьи. прошу разделять эти претензии и не минусовать, если вы не согласны с правильностью содержания статьи. поправки по переводу принимаются. Спасибо, что дочитали
Подготовка: в каком положении держать резину на дисках и без?
Так как шины пролежат не один месяц, а дольше, к вопросу сохранности резины нужно отнестись серьезно.
Перед непосредственным хранением очень важно провести следующие мероприятия:
- Тщательно очистить резину от грязи, промыть и просушить ее;
О сроках эксплуатации машинного масла расскажет эта статья.
Обработать резиновую поверхность специальным консервирующим составом, чтобы улучшить сохранность;
Промаркировать колеса, чтобы при последующей установке поставить их на свои места. Для этого нужно сделать метки для правых и левых колес задней и передней оси;
Определиться с вопросом хранения изделия с дисками и без, ведь это повлияет на правила. Если шины с дисками, то нужно помнить о том, что хранятся они в горизонтальном положении и подвешенном состоянии.
Если шины без дисков, их хранят вертикально, вплотную к друг другу.
Подготовить место для хранения, если шины крупногабаритные (такие принято хранить в вертикальном положении).
Срок годности автомобильных шин – что это. ГОСТ
Продолжительность времени, которое исчисляется с момента производства резины на протяжении следующих 5 лет — это и есть установленный производителем срок годности покрышек. Если колёса пролежали на складе почти 5 лет, то порядочный продавец отговорит автовладельца от покупки. Дело в том, что большинство компаний-продавцов руководствуются ГОСТом, регламентирующим правила и сроки хранения авторезины.
Нормы ГОСТ 4754-97, ГОСТ 24779-81 и ГОСТ Р 54266-2010, предписывают срок хранения на складах, в течении 5 лет. Также в нормативах прописаны условия складирования и хранения. Например, в помещении должно быть минимум ультрафиолета, благоприятная температура +10°+20°С (предельные температурные режимы +/- 35°С), влажность не более 80%. В процессе хранения, авторезину необходимо периодически менять в стопках и желательно не подвешивать на крюках. Наличие трещин и деформации на складской покрышке, говорит о нарушении условий хранения.
Вязкость
Ещё одна характеристика, пожалуй самая важная для нас, отвечающая за качество работы тормозов — это вязкость тормозной жидкости. Чем меньше вязкость, тем более быстро и точно передаётся тормозное усилие и тормоза более адекватно реагируют.
Вязкость тормозных жидкостей представлена на следующем графике:
Опять же нельзя чётко обозначить значение вязкости DOT 4.5, поскольку в реальности оно колеблется от 1800 до 1200. Самая низкая вязкость у тормозных жидкостей DOT 5 и DOT 5.1, что делает их любимыми среди гонщиков всех колёсных агрегатов, оборудованных дисковыми тормозами. Низкая вязкость и как следствие высокая копилярность не только способствуют более идеальной работе тормозов, но и более лёгкому процессу прокачки тормозной системы.
Вязкость всех тормозных жидкостей DOT при температуре 100 °C составляет 1,5.
Полезные рекомендации
Чтобы избежать преждевременной порчи тормозной жидкости и рисков безопасности в процессе вождения, соблюдайте несколько простых советов:
- Нельзя заливать в систему просроченную жидкость. Перед заливкой проверяйте срок годности, указанный на упаковке.
- Даже самая качественная и дорогая ТЖ имеет ограниченный срок хранения. Обычно он не превышает 30 месяцев (Дот-4), но есть марки, способные храниться до 10 лет (Дот-5) в герметичной упаковке. Тем не менее, не рекомендуется покупать состав с большим запасом. Даже при соблюдении всех условий технические характеристики ТЖ постепенно ухудшаются.
- Нельзя оставлять тормозную жидкость в помещении с повышенной влажностью.
- Качество может значительно ухудшиться при резких колебаниях температуры. Оптимально хранить в прохладном помещении со стабильным температурным режимом. Вполне допустимо хранение при комнатной температуре.
- Не рекомендуется покупать ТЖ в таре большого объёма. После использования части состава в ёмкость попадает влага и воздух, что приводит к необратимым химическим реакциям и значительному ухудшению качества.
- ТЖ нельзя оставлять рядом с источниками тепла.
- Если состав просрочен или имеет признаки испорченности, его нельзя заливать в тормозную систему. По возможности перед заливкой следует проверить качество с помощью специального тестера.
Замена тормозной жидкости, выбор
Наиболее важные характеристики тормозной жидкости 1. Температура кипения — в связи с тем, что при торможении происходит нагрев тормозов и самой тормозной жидкости, закипание ТЖ может привести к образованию паровых пробок, и, как следствие, – возможному отказу тормозной системы. Различают две температуры кипения тормозной жидкости: температуру кипения «сухой», ненасыщенной влагой жидкости, и «увлажненной», содержащей до 3,5 % влаги (температура кипения «увлажненной» косвенно характеризует температуру, при которой жидкость будет «закипать» через 1,5-2 года ее работы в гидроприводе тормозов автомобиля).
2. Вязкость характеризует способность жидкости прокачиваться по системе. Замерзшая (вся или местами) ТЖ может блокировать работу системы, густая — будет с трудом прокачиваться по ней, увеличивая время срабатывания тормозов. А слишком жидкая — повышает вероятность течей. Поэтому вязкость должна находиться в определенных стандартами пределах.
3. Воздействие на резиновые детали. Уплотнения не должны сильно разбухать в ТЖ, уменьшать свои размеры (давать усадку), терять эластичность и прочность больше, чем это допустимо.
4. Воздействие на металлы. Детали из стали, чугуна и алюминия не должны корродировать в ТЖ. Иначе поршни “закиснут” или манжеты, работающие по поврежденной поверхности, быстро износятся, а жидкость вытечет из цилиндров либо будет перекачиваться внутри них.
5. Смазывающие свойства. Чтобы цилиндры, поршни и манжеты системы меньше изнашивались, тормозная жидкость должна смазывать их рабочие поверхности.
6. Термостабильность — устойчивость к воздействию высоких температур и окислению кислородом воздуха, которое в нагретой жидкости происходит быстрее. Продукты окисления ТЖ вызывают коррозию металлов и снижение температуры кипения.
7. Гигроскопичность — склонность тормозных жидкостей на полигликолевой основе поглощать воду из окружающей среды. Чем больше воды растворено в ТЖ, тем ниже ее температура кипения, ТЖ раньше закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали, а металлы в ней корродируют быстрее.
8. Совместимость — способность смешиваться с аналогичными тормозными жидкостями без вступления их компонентов в химическую реакцию между собой.
!!! автопроизводители предъявляют более жесткие требования.
Типы тормозных жидкостей
1. Минеральные
Представляющие собой различные смеси в пропорции 1:1 касторового масла и спирта, например бутилового (красно-оранжевая жидкость «БСК»). Такие жидкости обладают хорошими смазывающими и защитными свойствами, негигроскопичны, не агрессивны к лакокрасочным покрытиям. Но они не соответствуют международным стандартам по основным показателям: имеют низкую температуру кипения (их нельзя применять на машинах с дисковыми тормозами) становятся слишком вязкими уже при минус 20°С.
Минеральные жидкости нельзя смешивать с гликолевыми, иначе возможно набухание резиновых манжет узлов гидропривода и образование сгустков касторового масла.
2. Силиконовые
Изготавливаются на основе кремний-органических полимерных продуктов. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, работоспособны в диапазоне температур от –100 до +350°С и не адсорбируют влагу. Их применение в частности ограничивают недостаточные смазывающие свойства. Основанные на силиконе жидкости несовместимы с другими.
Силиконовые жидкости класса DOT 5 следует отличать от гликолевых DOT 5.1, так как сходство наименований может привести к путанице. Для этого на упаковке дополнительно обозначают: DOT 5 – SBBF («silicon based brake fluids» — тормозная жидкость, основанная на силиконе) DOT 5.1 – NSBBF («non silicon based brake fluids» — тормозная жидкость, не основанная на силиконе).
3. Гликолевые (DOT 3, DOT 4, DOT 5.1)
Тормозные жидкости имеющие в качестве основы полигликоли и их эфиры – группы химических соединений на основе многоатомных спиртов. У них высокая температура кипения, хорошие вязкостные и удовлетворительные смазывающие свойства. Основным недостатком гликолевых жидкостей является гигроскопичность – склонность поглощать воду из атмосферы.
В эксплуатации это в основном происходит через компенсационное отверстие в крышке бачка главного тормозного цилиндра. Чем больше воды растворено в тормозной жидкости, тем ниже ее температура кипения, больше вязкость при низких температурах, хуже смазываемость деталей и сильнее коррозия металлов. x
Основные причины ускоренного износа
Почему же у одних владельцев колодки приходят в негодность уже через 10 тыс. км, а другой на такой же модели автомобиля спокойно проезжает втрое больше? Износ очень тонкий параметр, зависящий от множества факторов:
- Режим движения машины – город или трасса. В городской толчее с частыми остановками нагрузка на тормоза выше, чем при свободном движении по шоссе. При каком пробеге произойдет износ колодок до минимума, будет зависеть от проложенных маршрутов.
- Как часто будет производиться замена, зависит от стиля вождения. Спокойная езда способствует увеличению срока службы, агрессивная же приводит к частым перегревам и раннему износу как дисков, так и колодок.
- Неисправность заднего контура тормозов. В этом случае на передние тормоза приходится повышенная нагрузка. Если же задняя часть автомобиля будет дополнительно загружена, то распределение усилия происходит равномернее, соответственно и ходимость передних и задних колодок возрастает.
- В межсезонье все детали тормозной системы будут подвергаться неблагоприятным климатическим факторам (влага, грязь, лед), а зимой еще и действию агрессивных химических реагентов, что также не продлевает срок службы. Т.е. чем чаще вы ездите в плохую погоду, тем ресурс ниже.
- Присутствие в автомобиле сложных электронных помощников, имитирующих эффект блокировки дифференциала с помощью притормаживания колеса сокращает ресурс колодок.
Возникновение аккумуляторов и понятие срока службы
Электрический аккумулятор представляет собой источник тока, который можно использовать многократно.
В нем происходят обратимые химические процессы, обеспечивающие циклическое использование устройства (заряд-разряд).
Прототип современного аккумулятора был создан в 1803 году И. В. Риттером.
Тогда он создал аккумуляторную батарею в виде столба из нескольких десятков медных кружков и проложил между ними влажное сукно.
При пропускании через столб тока конструкция вела себя как источник электричества.
Несколько объединенных в одну электроцепь аккумуляторов формируют аккумуляторной батареей.
Как и всякое другое изделие, это устройство имеет определенный срок службы, длительность которого, в первую очередь, зависит от электролитического состава.
Срок службы измеряется либо временным параметром, либо количеством циклов разрядов-зарядов (при интенсивной эксплуатации).
Важным условием при этом является соблюдение рекомендованной производителем температуры хранения и эксплуатации устройства.
Это может значительно продлить или сократить период службы.