Пошаговая инструкция по замене
Автопроизводитель не предусматривал сливное отверстие для замены, и по регламенту рекомендуются только проверка уровня и долив масла. На практике эксплуатационные условия автомобиля далеки от идеальных, поэтому спустя определённый срок жидкость нужно поменять. Механические коробки моделей Опель Вектра отличаются, но процесс замены масла проходит по аналогичному принципу:
- Двигатель и трансмиссию автомобиля предварительно прогреваем, проехав на нём небольшое расстояние, в результате чего слив масла будет осуществляться гораздо быстрее.
- Поднимаем и фиксируем на подставках переднюю часть машины, снимаем брызговик.
-
Откручиваем болты, крепящие крышку поддона, и сливаем отработанную жидкость в заранее подготовленную тару.
- После того как старое масло стечёт, протираем начисто корпус коробки и поверхности поддона.
- Прикручиваем болты дифференциала на место, сменив прокладку.
- Опускаем машину и откручиваем сапун, располагающийся вверху КПП.
- Заливаем новое трансмиссионное масло в отверстие, регулируя уровень.
- Закручиваем сапун на место.
После процедуры проверяем качество выполненных работ. Своевременная замена жидкости MTF с учётом всех особенностей вашей модели Opel Vectra обеспечивает механической коробке продолжительную защиту от износа
При этом важно использовать подходящее оригинальное трансмиссионное масло, чтобы вместо пользы не нанести коробке ущерба
Opel Vectra «British Racing Green» › Logbook › Замена масла КПП F17
Инструкция говорит, что трансмиссионная жидкость залита на весь срок эксплуатации. Но не на 14 же лет (из которых 8 в РФ). Еще я слышал, что иногда причиной затруднительного включения первой (пятой), и задней передачи помимо износа штифтов штока выбора передач, так же является недостаточный уровень масла в коробке.
На счет масла — заливать определенно только оригинал. Но и тут история вышла. Продаван в магазине сказал, что есть только оригинал. Я кивнул, и забрал две литровые емкости в фирменной упаковке. Приезжаю домой, начинаю разглядывать. Корейские иероглифы, артикул GM 93740315. Сморю на просвет — оно светло желтое. Но мне то красное нужно. Иду в нэт, пробить артикул. Ага, вязкость не та, 75W-90 вместо 80W-90, и спецификации API GL-4 тоже нет. Я не рискнул, отдал обратно. На Exist’e заказал нужное масло и прокладку.
Неправильная трансмиссионная жидкость
Видно на просвет что оно явно не красное
Прокладка картера коробки передач…Opel 03 70 034…x1…277р Масло трансмиссионное…Opel 19 40 182…x2…480р
Ориджинал
Загнал в гараж, достал инструмент, полез в яму. Крышка дифференциала прикручена болтами на 11, и естественно у меня этого ключа не оказалось. Пришлось пилить в магазин по пробкам за набором головок. Когда снимал крышку, два болта оставил наживленными, что бы крышка не свалилась в тару со слитым маслом. Его кстати слилось около 1,3 -1,4 литра. На моей машине масло в коробке никогда не менялось. То что на пробегах 250-300 тысяч оно скорее вывалится а не вытечет, я думаю, не правда. Мой пробег грубо говоря, 150 тысяч, и можно было катать и катать. Но лучшее — враг хорошего.
Снятую крышку зачистил металлической щеткой и карбклинером. Остатки прокладки с крышки и коробки снимал канцелярским ножом. Обезжиривал карбклинером. Увлекся, и почистил щеткой поддон картера и все коробку снизу.
Когда ставил крышку назад, что бы зафиксировать прокладку, наносил очень (очень!) небольшие точечки герметика возле отверстий для болтов в крышке. Прокладка ставится надписями вниз (к крышке). Желательно использовать фиксатор резьбы. Затягивал крест на крест. Момент затяжки болтов крепления крышки картера дифференциала:
Стальная крышка…30 Нм Крышка из сплава…18 Нм
Низ готов
Теперь делаем работу сверху. Поднимаю домкратом переднюю левую сторону, снимаю колесо. Откручиваю контрольную пробку. Она находится за шрусом, справа. Подлезть к ней сразу скажу, задача не из легких. Выкрутил, оценил износ — совсем неплохо.
Контрольная пробка
Заливал новое масло через сапун. Сначала зачистил его снаружи карбклинером и ветошью, потом выкрутил.
Сапун Сапун
Заливал при помощи воронки и «горки» из разрезанной канцелярским ножом банки Ред булла.
Спустя примерно 1,5 литра из контрольной пробки потекло.
Инструкция по замене масла в МКПП
Рассмотрим инструкцию по смене MTF в автомобилях Опель Вектра В для КПП F13, F17, F18 и F23. Идентификационный код КПП указан сверху на картере трансмиссии.
Инструментарий
Для замены жидкости MTF в автомобиле вам понадобится:
- набор гаечных ключей (в частности, приготовьте ключи на “13” и “16”);
- плоская отвертка;
- фиксатор резьбы;
- обычный аптечный шприц;
- прокладка поддона коробки передач;
- емкость для отработанной жидкости;
- ацетон.
Ну и, естественно, вам понадобится масло. Для механических КПП категорически не рекомендуется использовать контрафактное масло произведенное в Китае – это чревато дальнейшими поломками в коробке. Оптимальнее всего подойдет MTF марки Opel SAE 75W-80 – нужно два литра жидкости.
Масло RAVENOL 75W-90 для КПП Opel Vectra
Шаги
Приступаем к непосредственной замене масла:
- Берем гаечный ключ на “16” и откручиваем болты крепящие защиту картера двигателя к кузову.
- Снимаем защиту.
- Берем ключ на “13” и откручиваем 3 болта из имеющихся 10-ти на передней части поддона МКПП (открутив болты, передняя часть будет немного свисать, соответственно жидкость будет сливаться в этом месте). Остальные 7 болтов нужно ослабить (но не полностью откручивать) для аккуратного слива MTF. Поддон МКПП Opel Vectra снизу
- Далее понадобится емкость для сбора отработанного расходного элемента – берем ее и подставляем под поддон.
- Затем берем подготовленную заранее плоскую отвертку – вам нужно вставить ее между поддоном и корпусом вашей МКПП и немного отогнуть часть поддона.
- Сделав это из коробки тонкой струей начнет стекать MTF. Когда оно стекло, нужно открутить крышку полностью и протереть ее от скопившейся грязи и отработанной жидкости, а также остатков резиновой прокладки. Для этого используем ацетон или другой растворитель.
- Затем от остатков прокладки и MTF очищаем корпус коробки передач где крепится поддон. Открытая КПП Opel Vectra
- Далее нужно на место поставить крышку поддона. Берем заранее подготовленный фиксатор резьбы и прокладку, подкладываем ее к крышке красной стороной и затягиваем все 10 болтов как можно туже.
- Теперь нам необходимо снять переднее левое колесо. Для большего удобства можно также снять аккумулятор и опору для него.
- Колесо снято и теперь при помощи ключа на “13” (удобнее будет использовать длинную трещотку) откручиваем заглушку контроля уровня MTF в коробке, которая располагается на левой стороне корпуса МКПП. Контрольное отверстие уровня масла МКПП
- Под капотом на МКПП находим сапун и выкручиваем его.
- Производится замена MTF. Для этого берем медицинский шприц и через сапун заливаем нужное нам количество MTF (до двух литров). Для того чтобы масло не стало вытекать из отверстия нужно поставить на домкрат левую сторону вашего Опель Вектра. Сапун механической КПП Opel Vetra
- Вытерев заглушку, ставим ее обратно при помощи ключа на “13”.
- Закручиваем сапун.
- Что касается автомобилей с маркировкой КПП “F23”, то здесь замена MTF происходит в таком же порядке. Только некоторые из этих МКПП по стандарту имеют немного завышенный уровень жидкости в коробке. Поэтому во время смены “расходника”, когда уровень MTF подошел к отметке контрольного отверстия, пробку (которая расположена под днищем, на коробке) нужно закрутить и через сапун долить еще около пол-литра жидкости. Как правило, контрольные пробки в моделях Опель Вектра В маркируются желтой меткой.
Утечка масла и поломки
Внимательный владелец заметит любую утечку или другую поломку МКПП в Опеле Вектра незамедлительно. Если на асфальте образовалась масляная лужа, нужно искать утечку.
Основные причины поломки и утечки масла:
- сливная пробка в нижней части трансмиссии не зажата полностью. Одна из самых распространенных причин утечек масла. Устранить проблему можно за 5 минут;
- неверно установлен масляный щуп. Водители ТС не уделяют должного внимания правильной установки масляного щупа при проверке уровня жидкости. Неправильно установленный щуп не перекрывает полностью канал. При нагреве масла оно вытекает через образовавшееся пространство;
- датчик заднего хода. Устанавливается на коробке передач. При недостаточной затяжке образуется утечка жидкости. Решение проблемы: затянуть датчик и утечка прекратится;
- перелито масло в коробке. Автомастера не советуют переливать. Существует общепринятое мнение: перелив жидкости в коробке хуже, чем недолив;
- утечка через крышку. Уплотнительный материал крышки подвергся износу. Требуется замена прокладки. Сколы и трещины устраняются эпоксидной смолой. Этот состав выравнивает любые повреждения поверхности.
Освещение
Лампочки, Лампа фары, Галогеновые лампы, Ксеноновые лампы, Диодные лампы, Лампа Птф, Лампа заднего Птф, Лампа заднего фонаря, Лампа тормоза, Лампочка подсветки номера, Лампочка стоп сигнала, Лампа заднего хода, Лампочка габаритов, Лампочка поворотника, Лампа панели приборов, Лампа багажника, Лампа подкапотная, Лампа освещения салона, Лампа подсветки печки, Фара, Фара левая, Фара правая, Фара ксенон, Омыватель фар, Насос омывателя фар, Форсунка омывателя фар, Корректор фар, Дополнительная фара, Фара искатель, Блок розжига фары, Датчик дорожного просвета, Крепление фары, Крышка фары, Отражатель фары, Светодиодная фара, Стекло фары, Противотуманка (ПТФ), Противотуманная фара, Крепление Птф, Противотуманный фонарь, Рамка Птф, Задний фонарь, Фонарь заднего хода, Стоп сигнал, Ходовые огни, Габаритные огни, Отражатель (катафот), Боковой габарит, Стояночные огни, Поворотник, Боковой поворотник, Задний поворотник, Передний поворотник, Повторитель, Плафоны, Подсветка номера, Подсветка багажника, Подсветка двери, Подсветка двигателя, Подсветка панели приборов, Подсветка салона, Проблесковый маячок
Последовательность действий при замене трансмиссионного масла
Автомобиль после короткой поездки необходимо поставить на эстакаду или яму.
Снимаем металлическую защиту с трансмиссии, после чего мы получили доступ к контрольному и сливному отверстию.
Необходимо отвинтить контрольную и сливную заглушку.
Подставляем ёмкость, в которую будет сливаться старое трансмиссионное масло. На полное стекание масла с коробки передач уходит приблизительно 10 минут.
Закручиваем сливное отверстие и при помощи специального ключа TORX откручиваем заливную заглушку.
Напрямую из ёмкости заливать масло у вас не получится, поэтому для этой работы необходимо использовать небольшую эластичную трубочку с воронкой.
Заливать новое масло необходимо до тех пор, пока оно не начнёт вытекать из контрольного отверстия. Далее закрываем заливную и контрольную заглушку.
Необходимо дать поработать автомобилю около 10 минут. Выжмите педаль тормоза и переключайте режимы селектора коробки передач.
На этом замена масла в акпп Опель Астра J полностью завершена. Как вы можете видеть, проведение этих сервисных работ не представляет особой сложности. При должной сноровке вы сможете выполнить всю процедуру за 20 — 30 минут. Для замены трансмиссионного масла не потребуется использовать какие-либо специальные инструменты и сложное оборудование.
Всем доброго времени суток! Сегодня мы поговорим о том, как самостоятельно произвести замену масла в АКПП Опель Астра J
Процедура замена масла в коробке «автомат» — это вполне простая работа, которая под силу даже неопытному автовладельцу. И если Вы горите желанием научиться самостоятельно менять масло в АКПП Опель Астра J и не боитесь испачкать руки, то наша инструкция поможет превратить желание в реальность. Итак, поехали.
Замер уровня и доливка
Для выполнения этих работ понадобится ветошь, ключ и торцевые головки с размером 13, 17 и 19 мм. Долить масло в коробку можно с помощью специального нагнетательного шприца для заливки трансмиссионных жидкостей. Следует помнить, что доливать смазывающее вещество требуется с точно такими же характеристиками и того же производителя, как и имеющееся в коробке. Когда эти данные неизвестны, нужно провести полную замену масла. Ниже изложен общий порядок действий.
Автомобиль необходимо загнать на эстакаду, подъёмник или на смотровую яму в гараже.
На боковой части коробки передач имеется специальное контрольное отверстие, закрытое резьбовой пробкой с размером под ключ 13 мм. Иногда вокруг пробки могут быть небольшие потеки масла, это не является признаком неисправности. Кроме того, наличие или отсутствие потёков не служит сигналом о низком или нормальном уровне масла.
Необходимо протереть ветошью картер коробки вокруг пробки, после чего выкрутить её. Через отверстие пальцем можно проверить уровень масла и степень его загрязнённости. В случае если уровень масла очень низкий, то контрольный образец можно достать чистой отвёрткой или любым другим предметом. В масле ни в коем случае не должно быть металлической стружки и грязи. На пробке установлен магнит, поэтому по наличию стружки на нём можно также судить о степени загрязнённости масла. В случае наличия таких примесей масло необходимо заменить. Нормальным является уровень по нижней кромке контрольного отверстия. При этом уровне объем масла в картере составляет около 2 литров.
В случае пониженного уровня следует произвести доливку масла. Для этого необходимо открутить вентиляционную пробку с размером под ключ 17 мм, расположенную на верхней части механизма переключения передач. Рекомендуется проверить состояние вентиляционного канала и, при необходимости, промыть его
При выполнении этой операции важно не потерять защитный резиновый колпачок сапуна. Эксплуатация автомобиля без него запрещена, поскольку внутрь коробки будет попадать различная грязь.
Добраться до вентиляционной пробки можно только после снятия аккумулятора вместе с монтажной площадкой, сама пробка имеет размер под ключ 19 мм.
Доливку следует осуществлять до того момента, пока масло не начнёт вытекать через контрольное отверстие
После этого нужно быстро ввернуть назад резьбовую пробку и плотно её затянуть.
Расположение контрольного отверстия на боковой части коробки передач Магнитная пробка контрольного отверстия Вентиляционная пробка с защитным колпачком
Замена масла в МКПП F23 Opel Vectra B X20XEV
Из данной инструкции мы узнаем, как самостоятельно заменить масло в коробке передач.
В начале поговорим о рабочем месте:
Выполнять процедуру можно в гаражных условиях, можете воспользоваться эскадой.
Заранее купите новое масло и подготовьте таз(или любую другую ёмкость, куда будет стекать отработанное масло).
Ключи гаечные, ключи торцевые и шестигранники.
Внимание, для того, чтобы масло стекало быстрее, мы рекомендуем в начале процедуры прогреть двигатель, выкрутить крышку и приподнять щуп. Но конечно тут стоить помнить, что масло горячее и не обжечься
И процедуре замены масла:
В начале, нам нужно приподнять автомобиль с помощью домкрата или подставок, колёса остальные зафиксируйте.
Возле крышки всё аккуратно протрите. И под пробку установите таз.
Следующим действием нам нужно выкрутить болты, которые крепят крышку и начинаем сливать масло отработанное в ёмкость.
После того, как масло слили, нам нужно протереть поверхность на коробке передач, а также крышке дифференциала. Нам нужно установить новую крышку и установить прокладку, после болтами зафиксируйте.
Автомобиль опускаем вниз и начинаем масло заливать, масло заливается в отверстие с помощью воронки или других инструментов, которые вам кажутся наиболее удобными.
Масло залили и крышку закручиваем.
Пробка, располагается напротив подрамника и закрывается основательно.
А вот так выглядит вид снизу.
Нужен ключ шестигранный.
Начинаем выкручивать крышку контрольную и заливную, её мы выкручивали разводным ключом. Сливную пробку выкручивали ключом и придерживали балгаркой.
Заливаем свежее масло через трубку.
Около двух литров масла слилось.
Летать не может, но зато как ползает! Тест-драйв нового Suzuki Jimny
Смотреть все фото новости >>
Видео «Долив масла в МКПП Opel Vectra»
В этом видео показано, как доливать жидкость в МКПП автомобиля Опель Вектра.
Этот материал поможет тем, кто решил произвести замену трансмиссионной жидкости в Opel Vectra. Если вам пригодилась эта статья или есть какие-либо вопросы, пожалуйста, оставьте свой комментарий.
В данном фото обзоре будет рассмотрено пошагово замена масла в ручной коробке передач
автомобиля марки Opel Vectra C 2002-2008 года выпуска, объём двигателя 1,6 см. куб… Особых каких то профессиональных навыков иметь не нужно. Всё что вам потребуется это:
- Специальное трансмиссионное масло, в данном случае бренда GM;
- Смазка фиксирующая резьбу;
- Домкрат;
- Прокладка;
- Ключ на 11;
Основные этапы замены трансмиссионного масла это: Открутить защиту двигателя если такова имеется, получив доступ к крышке дифференциала, аккуратно ключом на одиннадцать приотпустить болты, слить старое масло, поддомкратить переднее левое колесо, затем его снять, получив доступ к пробке контроля масляного уровня — выкрутить её. Осмотреть пробку с магнитным сердечником, оценить её визуально на наличие посторонних предметов на магните. Затем очистить крышку дифференциала от старого масла и изношенной прокладки. Далее на КПП открутить сапун, установить в исходное место крышку дифференциала и новую прокладку, не забыть вернуть на место пробку для контроля масленого уровня, после чего через сапун залить необходимое количество трансмиссионного масла.
Как залить масло в КПП Опель
Авто Опель Вектра А
—Opel Vectra A 1989 г.в. Эпизод 10 Рукожоп или как поменятьмасло когда не умеешь! группа вк.
Проверьте уровень масла в автоматической коробке передач. Opel Vectra можно использовать с щупом.
Масляный щуп имеет две пары меток. верхняя пара Max и Min позволяет определить уровень в горячем масле, а нижняя. в холодном. Используя измерительный щуп, легко проверить состояние масла: необходимо капать масло на чистой белой ткани.
При выборе масла Opel Vectra для замены следует следовать простому принципу: лучше использовать масло, рекомендованное Opel. В этом случае вместо минерального масла его можно вылить полусинтетическим или синтетическим, но ни в коем случае нельзя использовать масляный «класс ниже» от предписанного.
Синтетическое масло для автоматической трансмиссии Opel Vectra называется «несменным», оно наливается на весь срок службы автомобиля. Такое масло не теряет своих свойств под воздействием высокой температуры и рассчитано на очень длительный период использования Opel Vectra. Но мы не должны забывать о появлении механической подвески из-за износа муфт с очень значительным пробегом. Если автоматическая трансмиссия эксплуатировалась в течение некоторого времени в условиях отсутствия масла, необходимо проверить степень ее загрязнения и, при необходимости, выполнить замену.
Способы замены масла в автоматической коробке передач Opel Vectra:
- Частичная замена масла в коробке Vectra Opel;
- Полная замена масла в коробке Vectra Opel;
Частичная замена масла в автоматической коробке передач Opel Vectra может выполняться независимо.
Для этого достаточно отвинтить раковину на поддоне, водить машину на эстакаду и собрать масло в контейнер. Как правило, до 25-40% объема вытекает, остальные 60-75% остаются в преобразователе крутящего момента, то есть на самом деле это обновление, а не замена. Чтобы обновить этот способ масла в автоматической коробке передач Opel Vectra до максимума, требуется 2-3 замены.
Полная замена масла автоматической трансмиссии Opel Vectra производится с помощью замены масла в автоматической коробке передач, специалистов по обслуживанию автомобилей. В этом случае вам понадобится больше масла ATF, чем Opel Vectra. Для стирки требуется половина или два раза свежий ATF. Стоимость будет дороже, чем частичная замена, и не каждый автосервис предоставляет такую услугу.
Масло заливается через технологическое отверстие для заливки (там, где находится щуп), мы контролируем уровень масла в автоматической коробке передач с помощью измерительного щупа до холодного
Заменяя масло в автоматической коробке передач, важно проверить его уровень, пройдя 10-20 км, уже на нагретой автоматической коробке передач. При необходимости долейте до уровня
Регулярность смены масла зависит не только от пробега, но и от характера езды на Opel Vectra.
Его следует направлять не по рекомендованному пробегу, а по степени загрязнения масла, систематически проверяя его.
Удары в трансмиссии, падение мощности (тяги) во время движения, появление сигнала аварийного режима работы коробки передач на панели приборов – это одни из немногих признаков того, что вашему КПП нужен уход. Зачастую такие проблемы появляются в тех автомобилях, владельцы которых никогда или очень давно производили замену масла MTF (жидкость для механических КПП) или ATF (для автоматических КПП). Независимо от того, какой коробкой передач – механической или автоматической – оснащен ваш автомобиль, симптомы ненормальной работы коробки будут одинаковыми.
Opel Vectra B
Время от времени необходимо проверять уровень MTF или ATF в вашей КПП. Если автомобиль не прогревается зимой, а его эксплуатация производится на холодной коробке передач, это также выльется в дальнейшие проблемы. Помните – несвоевременная замена может привести к дорогостоящему ремонту.
Инструкция по замене масла в МКПП
Рассмотрим инструкцию по смене MTF в автомобилях Опель Вектра В для КПП F13, F17, F18 и F23. Идентификационный код КПП указан сверху на картере трансмиссии.
Инструментарий
Для замены жидкости MTF в автомобиле вам понадобится:
- набор гаечных ключей (в частности, приготовьте ключи на «13» и «16»);
- плоская отвертка;
- фиксатор резьбы;
- обычный аптечный шприц;
- прокладка поддона коробки передач;
- емкость для отработанной жидкости;
- ацетон.
Ну и, естественно, вам понадобится масло. Для механических КПП категорически не рекомендуется использовать контрафактное масло произведенное в Китае — это чревато дальнейшими поломками в коробке. Оптимальнее всего подойдет MTF марки Opel SAE 75W-80 — нужно два литра жидкости.
Масло RAVENOL 75W-90 для КПП Opel Vectra
Шаги
Приступаем к непосредственной замене масла:
- Берем гаечный ключ на «16» и откручиваем болты крепящие защиту картера двигателя к кузову.
- Снимаем защиту.
- Берем ключ на «13» и откручиваем 3 болта из имеющихся 10-ти на передней части поддона МКПП (открутив болты, передняя часть будет немного свисать, соответственно жидкость будет сливаться в этом месте). Остальные 7 болтов нужно ослабить (но не полностью откручивать) для аккуратного слива MTF.
- Далее понадобится емкость для сбора отработанного расходного элемента — берем ее и подставляем под поддон.
- Затем берем подготовленную заранее плоскую отвертку — вам нужно вставить ее между поддоном и корпусом вашей МКПП и немного отогнуть часть поддона.
- Сделав это из коробки тонкой струей начнет стекать MTF. Когда оно стекло, нужно открутить крышку полностью и протереть ее от скопившейся грязи и отработанной жидкости, а также остатков резиновой прокладки. Для этого используем ацетон или другой растворитель.
- Затем от остатков прокладки и MTF очищаем корпус коробки передач где крепится поддон.
- Далее нужно на место поставить крышку поддона. Берем заранее подготовленный фиксатор резьбы и прокладку, подкладываем ее к крышке красной стороной и затягиваем все 10 болтов как можно туже.
- Теперь нам необходимо снять переднее левое колесо. Для большего удобства можно также снять аккумулятор и опору для него.
- Колесо снято и теперь при помощи ключа на «13» (удобнее будет использовать длинную трещотку) откручиваем заглушку контроля уровня MTF в коробке, которая располагается на левой стороне корпуса МКПП.
- Под капотом на МКПП находим сапун и выкручиваем его.
- Производится замена MTF. Для этого берем медицинский шприц и через сапун заливаем нужное нам количество MTF (до двух литров). Для того чтобы масло не стало вытекать из отверстия нужно поставить на домкрат левую сторону вашего Опель Вектра.
- Вытерев заглушку, ставим ее обратно при помощи ключа на «13».
- Закручиваем сапун.
- Что касается автомобилей с маркировкой КПП «F23», то здесь замена MTF происходит в таком же порядке. Только некоторые из этих МКПП по стандарту имеют немного завышенный уровень жидкости в коробке. Поэтому во время смены «расходника», когда уровень MTF подошел к отметке контрольного отверстия, пробку (которая расположена под днищем, на коробке) нужно закрутить и через сапун долить еще около пол-литра жидкости. Как правило, контрольные пробки в моделях Опель Вектра В маркируются желтой меткой.