diff
Но это все-таки не боевой автомобиль, а семейный универсал
Поэтому уделим внимание и менее динамичным и азартным, но более востребованным в повседневной жизни моментам. Например, дает ли преимущество блокировка при троганье в горку? Двенадцатипроцентный подъем (под колесами — укатанный снег) покорился автомобилю и в том, и в другом исполнениях
При этом на машине со свободным дифференциалом приходилось трогаться очень осторожно, по крупицам отмеряя тягу. Вполне естественно, что более крутой, 16-процентный уклон «Калина» преодолела, только вооружившись самоблокирующимся дифференциалом
Типы дифференциалов
Если автомобиль имеет одну ведущую ось, то он будет оснащен межколесным дифференциалом. В полноприводном ТС используется межосевой дифференциал. На переднеприводных машинах такой механизм также называется передний дифференциал, а модели в заднеприводных авто называются задним дифференциалом.
Данные механизмы распределяются на три категории по типу зубчатых передач:
- Конический дифференциал;
- Червячный дифференциал;
- Цилиндрический дифференциал.
Различаются они между собой формой главной и осевых шестерен. Конические модификации устанавливаются в переднее- и заднеприводных машинах. Цилиндрические применяются в полноприводных моделях, а червячные подходят для любых типов трансмиссий.
В зависимости от модели автомобиля и дорожной обстановки, в которой эксплуатируется транспортное средство, полезными окажутся следующие типы дифференциалов:
- Механическая блокировка;
- Самоблокирующийся дифференциал;
- Электроблокировка.
Механически блокируемые дифференциалы
В этой модификации сателлиты блокируются самим водителем при помощи специальных переключателей на колесах. Когда машина совершает прямолинейное движение или поворачивает, дифференциал работает в обычном режиме.
Как только авто попадает на дорогу с нестабильным покрытием, например, заезжает в лес с грязью или на заснеженную дорогу, водитель переводит рычаги в нужное положение, благодаря чему работа сателлитов блокируется.
В таком режиме планетарная передача не работает, и автомобиль в принципе оказывается без дифференциала. Все ведущие колеса вращаются с одинаковой скоростью, что предотвращает пробуксовку, а тяга сохраняется на всех колесах.
Подобные механизмы имеют более простое устройство и устанавливаются на некоторых бюджетных внедорожниках, как например, в отечественных УАЗах. Так как при медленном движении по грязи покрышки не изнашиваются чрезмерно, подобная конструкция не вредит шинам авто.
Самоблокирующийся дифференциал
В этой категории несколько разновидностей механизмов. Примером подобных устройств являются:
- LSD. В таких редукторах при чрезмерно высоком вращении одной из полуосей происходит автоматическая блокировка сателлитов. Это предотвращает потерю тяги у стабильного колеса;
- Вязкостная муфта. В таких дифференциалах используется вязкое вещество на основе силикона. В прохладном состоянии она сохраняется в жидком состоянии. Как только она начинает нагреваться и перемешиваться, свойства вещества меняются, и оно приобретает клейкую структуру, что увеличивает его вязкость. Эта характеристика увеличивается с повышением разницы во вращении полуосей. Вискомуфты имеют несколько существенных недостатков. Во-первых, они не ремонтируются. Когда вещество теряет свои свойства, весь блок нуждается в замене. Во-вторых, блокировка происходит при сильной пробуксовке колеса, поэтому машина не всегда эффективно справляется с бездорожьем. Несмотря на эти недостатки, механизм отличается бюджетной ценой. Большинство недорогих кроссоверов оснащаются именно такими дифференциалами.
- Torsen. В торсенах используется червячная блокировка. Когда коэффициент крутящего момента на одной полуоси повышается или понижается в соотношении со второй полуосью, срабатывает блокировка. Такая технология применяется, например, на автомобилях Audi. Устройство также можно отнести к категории механически блокируемых механизмов. Оно считается самым надежным среди всех разновидностей дифференциалов и отличается своей простотой. По этой причине они имеют высокую стоимость.
Электроблокировка
Такие дифференциалы связаны с электроникой автомобиля. Они считаются самыми дорогими, так как имеют сложное строение и привод блокировки. Данный механизм связан с ЭБУ автомобиля, который получает данные от систем, следящих за вращением колес, например,ABS. В некоторых автомобилях можно отключить автоматическую блокировку. Для этого на панели управления имеется специальная кнопка.
Преимущество электронных вариантов в том, что они позволяют установить несколько степеней блокировки. Еще один плюс таких механизмов в том, что они отлично помогают справиться с избыточной поворачиваемостью. В таких моделях крутящий момент подается на шестерню полуоси, которая вращается с меньшей скоростью.
Устройство и принцип работы
С технической точки зрения дифференциал устроен достаточно просто, но при этом он способен выдерживать огромные нагрузки. Что внутри этого узла и как он работает?
Устройство типового дифференциала
По своему типу это планетарный редуктор со всеми необходимыми элементами.
- Шестерня главной передачи – подает вращение от КПП на дифференциал.
- Ведомая шестерня связана и с главной передачей, и с шестернями-сателлитами.
- Сателлиты – закреплены в «чашке» ведомой шестерни, так что вращаются вместе с ней.
- Шестерни полуосей – соединены с сателлитами и не контактируют с остальными элементами дифференциала.
Детально показано на видео-ролике, ниже.
- От КПП выходит вал главной передачи, от которого вращение передается на ведомую шестерню.
- Ведомая шестерня и скрепленная с ней «чашка» (водило) принимают крутящий момент.
- Вращаясь, ведомая шестерня и чашка приводят в движение шестерни-сателлиты.
- Сателлиты, в свою очередь, передают вращение на полуоси.
- При равной нагрузке на полуоси (когда автомобиль движется по прямой дороге с равномерным покрытием) сателлиты не вращаются. Работает только ведомая шестерня, в чашке которой закреплены сателлиты, и они описывают обороты вместе с ней, при этом не совершая вращения вокруг своей оси. Таким образом, момент вращения распределяется на полуоси поровну, 50:50.
- Когда автомобиль поворачивает и одно из колес должно замедлить, а второе – ускорить движение, сателлиты приходят в движение. За счет конической зубчатой передачи они, вращаясь, замедляют одну полуось и ускоряют вторую. Другими словами, перераспределяют момент вращения в нужной пропорции, вплоть до 0:100 без потери усилия.
- При пробуксовке одного колеса включается механизм блокировки, без которого на то колесо, которое вращается быстрее, ушел бы весь момент вращения. Без блокировки автомобиль останавливается при попадании хотя бы одного колеса на скользкую поверхность.
При прямолинейном движении
Когда автомобиль движется прямолинейно по гладкой поверхности с твёрдым сухим покрытием, обе полуоси вращаются с одинаковой угловой скоростью. Полуосевые шестерни находятся в покое одна относительно другой, весь дифференциал сильно похож на монолитную конструкцию.
Сателлиты, будучи связанными через свои зубья с обеими полуосевыми шестернями, относительно своих осей не вращаются. Момент распределяется поровну между осями, если дифференциал симметричный и свободный, то есть лишён блокировок. Впрочем, с блокировками в таком идеальном случае будет то же самое.
При повороте
В повороте, а это обычный режим работы дифференциала, поскольку идеальных прямых в природе не существует, одно из колёс всегда будет вращаться быстрее. Сателлиты придут в движение относительно своих осей, но связь между полуосевыми шестернями и корпусом не утратят. То есть момент продолжит передаваться от корпуса к колёсам, причём всё в том же соотношении 50/50.
Это очень любопытно рассмотреть с точки зрения мощности. Момент одинаков, а скорость у внешнего от поворота колеса больше, то есть и мощность на него передаётся пропорционально большая.
И это неудивительно, так как чем больше скорость, тем выше потери, которые компенсируются добавкой мощности. При этом ни малейших помех вращению колёс с разной скоростью создаваться не будет, в отличие от жёсткой связи.
При пробуксовке
Гораздо менее приятно дела обстоят в том случае, когда одно из колёс попало на относительно скользкий участок дороги и сорвалось в пробуксовку при разгоне. Сцепления с дорогой нет, а значит момент сопротивления покрытия резко падает. Но этот момент всегда равен тяговому, это закон физики. Значит и тяговый момент упадёт.
Свободный симметричный дифференциал делит тягу пополам между колёсами. Всегда 50/50. То есть при падении момента на одном до нуля, на втором он обнулится автоматически. Автомобиль начнёт терять скорость, а если речь идёт о трогании с места на льду или жидкой грязи, то он просто там и останется, не сумев выехать из засады.
В этом главный недостаток свободного дифференциала. Он может передать усилие только то, которое способно переварить колесо, находящееся в худших условиях. Даже если второе будет на сухом чистом асфальте, автомобиль никуда не поедет. Вся энергия уйдет на быстрое и бесполезное вращение буксующего колеса.
Дифференциал в автомобиле — назначение, виды, преимущества
В конструкции современных транспортных средств присутствует ряд узлов, которые необходимы для всех моделей и марок. Речь идет о таких агрегатах, как двигатель, коробка передач и тормозная система. В этот же список можно отнести и дифференциал.
В основе конструкции установлен принцип работы планетарного редуктора. Дифференциалы в автомобиле могут быть представлены в нескольких видах — конический, цилиндрический и червячный
Дифференциал присутствует в любом транспортном средстве. В некоторых автомобилях таких узлов может быть установлено несколько. Дифференциал — это механизм, который передает на колеса одной оси одинаковый крутящий момент. Кроме того, данный механизм необходим для равномерного распределения крутящего момента между несколькими ведущими осями. В основе конструкции установлен принцип работы планетарного редуктора. Дифференциалы в автомобиле могут быть представлены в нескольких видах — конический, цилиндрический и червячный.
Между колесами, которые стоят на одной оси, почти всегда ставят конический дифференциал. Цилиндрический применяют в качестве межосевого. Червячный имеет неоспоримое преимущество — универсальность использования. Наиболее распространены в автомобильной сфере дифференциалы конического типа.
Если транспортное средство передвигается по прямой дороге, сопротивление каждого колеса должно быть одинаковым
Корпус конического дифференциала принимает крутящий момент и передает его на шестеренки полуосей при помощи сателлитов. Последние предназначены для использования в качестве планетарных шестерен. В зависимости от конструкции, таких элементов может быть от 2 до 4.
Если транспортное средство передвигается по прямой дороге, сопротивление каждого колеса должно быть одинаковым. В этот момент сателлиты не задействованы. Полуосевые шестерни вращаются с равной угловой скоростью. Когда автомобиль поворачивает, колесо, расположенное на внутренней стороне поворота, получает большее сопротивление. Вращение полуосевой шестерни замедляется, а сателлиты приступают к движению. Из-за этого скорость вращения колеса увеличивается, но крутящий момент находится на том же уровне.
Когда транспортное средство передвигается по скользкой дороге, и одно колесо начинает пробуксовывать, ситуация аналогичная. Из-за этого автомобиль чаще всего просто не может сдвинуться с места. Чтобы крутящий момент на колесе мог меняться, в автомобиле используется блокировка дифференциала.
Главное преимущество дифференциала заключается в том, что он обеспечивает одинаковый крутящий момент для всех колес, которые вращаются с разной скоростью
Преимущества и недостатки. В автомобилях, где используется только одна ведущая ось, применяют один дифференциал. Если в транспорте несколько ведущих осей, на каждой из них присутствует данный механизм. Автомобили, отличающиеся хорошей проходимостью и наличием двух ведущих осей, имеют тройной дифференциал. Два из них ставятся на ведущих осях, а третий — между ними.
Главное преимущество дифференциала заключается в том, что он обеспечивает одинаковый крутящий момент для всех колес, которые вращаются с разной скоростью. Если же рассматривать недостатки механизма, можно выделить проблему пробуксовки, при потере контакта с дорожным покрытием. Решается проблема довольно просто — при помощи механизма блокировки, который может быть выполнен в ручном или автоматическом формате.
Итог
Дифференциал представляет большую важность в транспортном средстве и обеспечивает одинаковый крутящий момент на всех колесах, даже если они вращаются с разной скоростью
Дифференциал «Торсен»
Можно сказать, что данный дифференциал — это слияние двух английских слов: torque и sensing. Первое переводится как крутящий момент, а второе означает чувствительный к крутящему моменту. В корпусе сателлиты располагаются в плоскости, перпендикулярной к его оси. Между собой их объединяет прямозубое зацепление, в то время как с полуосевыми шестернями они соединены посредством червячной передачи.
При вхождении в поворот полуосевая шестерня, которая связана с отстающим колесом, приводит во вращение сателлит, а он уже передает вращение на другой сателлит шестерню полуоси. Благодаря такой жесткой кинематической связи колеса автомобиля вращаются с разной угловой скоростью.
При необходимости осуществляется блокировка механизма. Делается это за счет силы трения, которая возникает в червячной передаче из-за разности моментов на колесах. К сожалению, и у этой конструкции есть недостатки. Механизм довольно сложен в производстве и ремонте.
Дифференциал как часть трансмиссии
Дифференциал в автомобиле — это механизм, распределяющий крутящий момент карданного вала трансмиссии между ведущими колесами передней или задней оси (в зависимости от типа привода), позволяя каждому из них вращаться без пробуксовки. В этом заключается основное назначение дифференциала.
Ведуший мост с дифференциалом в разрезе
При прямолинейном движении, когда колеса нагружены одинаково и имеют равную угловую скорость вращения – механизм работает в качестве передаточного звена. Если условия движения изменяются (поворот, пробуксовка) – нагрузка становится неравномерной. У полуосей появляется необходимость вращаться с разными скоростями, и, как следствие, становится необходимым распределить полученный крутящий момент между ними в определенном соотношении. Тогда узел выполняет вторую важную функцию: обеспечение безопасного маневрирования автомобиля.
Схема расположения дифференциала зависит от типа привода автомобиля:
- Передний привод – картер коробки передач.
- Задний привод – корпус ведущего моста.
- Полный привод – корпусы переднего и заднего мостов (для передачи крутящего момента ведущим колесам) или раздаточная коробка (для передачи крутящего момента ведущим мостам).
Дифференциал на автомобилях появился не сразу. Конструкторы первых «самодвижущихся экипажей» были очень озадачены плохой маневренностью своих изобретений. Вращение колёс с одинаковой угловой скоростью во время прохождения поворота приводило к тому, что одно из них начинало буксовать или, наоборот, полностью теряло контакт с дорогой. Инженеры вспомнили, что на ранних прототипах первых автомобилей, снабжаемых паровыми двигателями, было устройство, позволявшее избежать потери управляемости.
Механизм распределения вращающего момента изобрёл француз Онесифор Пеккёр. В устройстве Пеккёра присутствовали валы и шестерни. Через них крутящий момент от мотора поступал к ведущим колёсам. Но даже после применения изобретения Пёккера проблема пробуксовки колёс на поворотах не решилась полностью. Выявились недостатки системы. Например, одно из колес в какой-то момент терял сцепление с дорогой. Сильнее всего это проявлялось на обледенелых участках.
Пробуксовка в таких условиях часто приводила к авариям, поэтому конструкторы надолго задумались над тем, как предотвратить занос машины. Решение было найдено Фердинандом Порше. Он стал изобретателем кулачкового механизма, который ограничивал проскальзывание колёс ведущего моста. Немецкое устройство дифференциала нашло применение в автомобилях Volkswagen.
Разновидности автомобильных дифференциалов
Помимо конического, цилиндрического и червячного, существуют и успешно используются следующие разновидности дифференциалов: дифференциал с полной блокировкой, дифференциал Торсен, дифференциал Квайф, вискомуфта.
Дифференциал с полной блокировкой
Дифференциалы этого типа чаще всего используются на грузовиках и внедорожниках. Их блокировка включается и отключается непосредственно из салона с помощью специальной клавиши водителем. Они используются для повышения проходимости автомобилей.
Межосевой дифференциал с блокировкой типа Torsen
Конструкция рабочего привода данной системы состоит из следующих единиц:
- корпус;
- правая полуосевая шестерня;
- левая полуосевая шестерня;
- сателлиты правой и левой полуосевых шестерен;
- выходные валы.
Стоит отметить, что дифференциал Torsen имеет наиболее совершенную конструкцию.
Принцип работы:
Межосевой блокируемый дифференциал Torsen состоит из ведомых и ведущих червячных колес, иначе называемых полуосевыми и саттелитами. В такой системе блокировка случается вследствие особенностей функционирования шестерен данного типа. В нормальном состоянии им задается определенное передаточное число. Если колеса имеют хорошее сцепление с поверхностью и движутся плавно, работа дифференциала происходит точно так же, как и у симметричного. Но как только происходит резкое увеличение момента, саттелит пытается начать движение в обратную сторону. Полуосевая червячная шестерня перегружается, и происходит блокировка выходных валов. При этом лишний крутящий момент двигателя переходит на другую ось. Максимальная степень перераспределения момента для дифференциалов Torsen – 75 на 25.
Наиболее известной разновидностью данной системы является Torsen Audi Quattro. Это один из самых популярных механизмов в конструкциях современных полноприводных автомобилей. Его неоспоримыми преимуществами являются широкий спектр переброса вращающего момента, мгновенная скорость срабатывания и отсутствие негативного влияния на тормозную систему. А вот к недостаткам можно отнести сложность конструкции со всеми сопутствующими последствиями.
Преимущества дифференциалов этой конструкции
Преимуществ у данной конструкции достаточно много. Данный механизм устанавливают за то, что точность его работы чрезвычайно высокая, при этом работает устройство очень плавно и тихо. Мощность распределяется между колесами и мостами автоматически – какое-либо вмешательство водителя не нужно. Перераспределение момента никак не влияет на торможение. Если дифференциал эксплуатируется корректно, то обслуживать его не нужно – от водителя требуется только проверять и периодически менять масло.
Именно поэтому многие водители ставят дифференциал “Торсен” на “Ниву”. Там также применена система постоянного полного привода и никакой электроники, поэтому нередко любители экстрима меняют штатный дифференциал на данный узел.
Недостатки
Есть и минусы. Это высокая цена, ведь внутри конструкция устроена достаточно сложно. Так как дифференциал работает на принципе терния, из-за этого повышается расход топлива. При всех преимуществах КПД довольно низкий, если сравнивать с похожими системами другого типа. Механизм имеет высокую предрасположенность к заклиниванию, а износ внутренних элементов довольно интенсивный. Для смазки нужны специальные продукты, так как при работе узла выделяется много тепла. Если на одной оси установлены разные колеса, то детали изнашиваются еще более интенсивно.
Дифференциалы Квайф
Отличительной особенностью дифференциалов этого типа является то, что сателлиты в них располагаются параллельно оси вращения корпуса (чаши), причем в два ряда. Кроме того, при функционировании этих агрегатов образуются силы трения, которые при необходимости автоматически осуществляют блокировку, повышают проходимость и силу тяги автомобиля. Чаще всего дифференциалы Квайф используются для тюнинга легковых автомобилей и внедорожников.
Вискомуфта
Функционирование этот типа дифференциала основано на том же принципе, что и работа гидротрансформатора. Чаще всего вискомуфты используются в автомобилях с полным приводом и используются для того, чтобы обеспечивать связь передних колес с задними по следующему принципу: если одни из них проскальзывают, то крутящий момент транслируется на другие, за счет чего и решается проблема пробуксовки. Конструктивно вискомуфта представляет собой цилиндр, в которой находится погруженный в вязкую жидкость пакет металлических дисков, имеющих перфорацию, и соединенных с валами (как ведущим, так и ведомым). В зависимости от температуры вязкость жидкости меняется, на чем и основывается принцип работы этого агрегата.
Устройство узла
Работа дифференциала основана на принципе планетарного редуктора. Состоит устройство из шестерней полуосей и специальных сателлитов, которые расположились в так называемой чашка. Она, в свою очередь, соединяется с ведомыми шестернями, которые принимают на себя крутящий момент двигатель от шестерней главной передачи.
Чашка осуществляет передачу вращений с помощью сателлитов на полуоси, отвечающие за вращение ведущих колес. Именно сателлиты позволяют придавать колесам разную угловую скорость при неизменном крутящем моменте.
Виды и применение
Легковые авто и грузовые машины имеют в своей конструкции межколесный тип дифференциала, отвечающий за передачу вращения на колеса.
Если же говорить про межосевой дифференциал, который распределяет момент между мостами, то он актуален исключительно для автомобиля с полным приводом.
Опираясь на тип используемых зубчатых передач, механизм бывает:
- цилиндрический;
- червячный;
- конический.
Если учитывать количество зубьев на используемых шестернях полуоси, тогда дифференциалы можно разделить на несимметричные и симметричные.
И здесь есть свои нюансы, о которых стоит упомянуть.
- Несимметричные устройства с цилиндрической передачей обладают свойством пропорционально выполнять распределение момента. Это обеспечивает отличную работу, если есть передний и задний мост. Такой узел устанавливают между мостами на машинах с полным приводом;
- Актуальным решением для переднеприводного и заднеприводного автомобиля будет конический симметричный тип дифференциала;
- Вне зависимости от привода и типа дифференциала, червячный тип передачи подходит для всех. Эта система считается наиболее универсальной. Имеет достаточно высокий КПД.
Если мы говорим про дифференциалы, то будет логично немного уделить внимание вопросу блокировки. В вопросе устройства и работы дифференциала встречаются такие понятия как Торсен, вискомуфта, пневмо блокировка, дифференциал Красикова, Квайф и многое другое
Честно признаюсь, разбираться в разновидностях устройств очень сложно и долго. Основные моменты мы уже рассмотрели. Теперь про блокировку
В вопросе устройства и работы дифференциала встречаются такие понятия как Торсен, вискомуфта, пневмо блокировка, дифференциал Красикова, Квайф и многое другое. Честно признаюсь, разбираться в разновидностях устройств очень сложно и долго. Основные моменты мы уже рассмотрели. Теперь про блокировку.
Несколько признаков поломки частей заднего моста и их устранение
Основными симптомами неисправностей заднего моста являются стуки, скрежет, хруст метала, а также другие посторонние шумы в задней части авто.
Одной из самых распространенных неприятностей смело можно назвать поломку подшипников.
Другой причиной может стать затупление зубцов шестерен, которых в мосте заднем огромнейшее количество
Свист вместо стуков же означает недостаточную смазку, поскольку со временем смазочный материал имеет свойство твердеть, перемешиваясь с грязью, болотом и дорожной пылью, поэтому очень важно периодически удалять старую и наносить новую смазку. Особенно громкий шум, а также перегрев заднего моста может свидетельствовать о нехватке масла в кратере, или же о его низком качестве
Поэтому, при подобных признаках, в первую очередь необходимо произвести проверку качества и количества масла.
Проблема же с износом шестерен может стать основной причиной обращения в автомобильный сервис или к специалистам СТО, поскольку задний мост – деталь, требующая обслуживания профессионалами.
Кроме того, можно выделить такую проблему, как гул в элементах заднего моста, что является признаком плохо затянутых гаек или фланцев шестерен. Кроме того, гул может означать неправильную регулировку зазоров подшипников ведущей шестерни или дифференциала. В таком случае необходимо прежде всего определить, какой из болтов плохо затянут и с помощью обычного гаечного ключа самостоятельно устранить проблему.
Для продления строка службы требуется должное техобслуживание узлов заднего моста, а именно дифференциала, главной передачи и полуосей.
Обслуживание заднего моста:
- Проверять наличие масляных потеков перед выездом автомобиля.
Подшипники и зубья дифференциала наиболее подвержены повреждениям и требуют должного контроля.
Уделять внимание стукам и шумам исходящих из моста, а также своевременно их устранять.Проверять уровень масла в дифференциале и своевременно (где то каждые 45-60 ты. км.) менять на новое.. Основные неисправности заднего моста и его дифференциала – это серьезные механические дефекты деталей
Полностью разбирать задний мост, снимать кардан, полуоси, отремонтировать, и установить все на место в обратном порядке не каждый сможет. Поэтому если это не замена масла в заднем мосту автомобиля, то лучше обращаться в автосервис или к мастерам имеющим должный опыт в ремонте автомобиля
Основные неисправности заднего моста и его дифференциала – это серьезные механические дефекты деталей. Полностью разбирать задний мост, снимать кардан, полуоси, отремонтировать, и установить все на место в обратном порядке не каждый сможет. Поэтому если это не замена масла в заднем мосту автомобиля, то лучше обращаться в автосервис или к мастерам имеющим должный опыт в ремонте автомобиля.
- https://znanieavto.ru/uzly/reduktor-zadnego-mosta.html
- https://vsepoedem.com/story/ustroistvo-zadnego-mosta
- https://m.etlib.ru/wiki/zadnij-most-21
Режимы работы
Управлять раздаточной коробкой можно при помощи специального рычага или кнопок (поворотного устройства) на приборной панели. На автомобилях с полным приводом, которые не предназначены для сложных дорожных условий, раздаточная коробка работает в автоматическом режиме.
В зависимости от конструктивных особенностей раздаточная коробка имеет несколько режимов работы.
- Активна только задняя ось.
- Работают передняя и задняя ось. Такой тип привода реализован у Нивы.
- Работают передняя и задняя ось, дифференциал заблокирован. Этот режим обеспечивает максимальную проходимость.
- Раздаточная коробка с понижающей передачей. Работают обе оси, дифференциал заблокирован, активная понижающая передача.
- Работают передняя и задняя ось, блокировка дифференциала в автоматическом режиме.
Если полный привод подключаемый, то здесь могут работать следующие включаемые режимы:
- 4L – привод на обе оси на низкой передаче.
- 4H – крутящий момент поступает на обе оси.
- 2H – крутящий момент передаётся только на одну (ведущую) ось.
В этом случае разрешено переключать между режимом 2L и 4H во время движения автомобиля, только если нет пробуксовки ведущих колёс. А переключаться между режимами 4L и 4H во время движения не получится из-за конструктивной особенности.
Если полный привод – постоянный, то здесь есть следующие режимы:
- 4L LOCK – полный привод, блокировка дифференциала включена, пониженная передача.
- 4H LOCK – полный привод, включена блокировка межосевого дифференциала, прямая передача.
- 4H AWD – полный привод, блокировка дифференциала отключена, прямая передача.
В зависимости от конструкции переключать режимы 4H LOCK и 4H AWD можно как на стоящем автомобиле (без пробуксовки колёс), так и во время движения.
Электрическое оборудование
Состоит из следующих основных узлов:
- Аккумулятор.
- Генератор переменного тока.
- Электрическая проводка.
- Система для управления двигателем.
- Потребители электрической энергии.
Аккумулятор нужен для запуска двигателя и является источником энергии, который возобновляется. Когда двигатель не запущен, аккумулятор питает все энергопотребители автомобиля.
Генератор необходим для того, чтобы поддерживать постоянное напряжение в борт-сети и подзаряжать аккумулятор.
Проводка является множеством проводов, образующих бортовую сеть, которая соединяет между собой все потребители и источники электричества.
Система, управляющая двигателем, состоит из различных датчиков и электронного блока управления.
Потребители — это фонари, фары, система пуска и зажигания, стеклоподъемники и стеклоочистители.
Таким образом, строение автомобиля является не таким уж сложным, если не углубляться в детали. Ну а тем, кто хочет узнать более подробно обо всех деталях и узлах, рекомендуется искать специализированную литературу.
Блокировки дифференциалов для «УАЗов», которые серийно производятся:
1. Кулачковая нижегородского производства (самая популярная)
Рис.162. Винтовая системы Torsen Рис.173. Принудительная «Спрут» с пневмоприводом Рис.18
Рис.194. Принудительная (жесткая, муфтовая с храповым зацеплением)Полная принудительная блокировка В принудительных блокировках блокирование дифференциала происходит за счет жесткого соединения одной чаши дифференциала с полуосью при помощи механического либо гидравлического механизма включения. В настоящее время данный тип блокировок производится исключительно для а/м семейства УАЗ, но при необходимости есть все возможности для разработки и производства подобных блокировок на автомобиль любой марки.Механическая блокировка — блокированием посредством рычага и тросиков чаши дифференциала с одной из полуосей. Механизм включения установлен на чулке моста. В общем виде комплект показан на рисунке. Рис.20Гидравлическая блокировка — с использованием главного и рабочего гидроцилиндров. В качестве рабочей жидкости используется тормозная жидкость Инструкция по эксплуатации жесткой принудительной блокировки с механическим или гидравлическим приводом включения на любые мосты УАЗ:
Жесткая блокировка дифференциала переднего и/или заднего мостов предназначена для использования только в случае буксования колес при движении по бездорожью, когда недостаточно подключения переднего моста. После включения необходимо проехать несколько метров для входа в зацепления шлицов подвижной муфты и дифференциала. Не производить включение блокировки при буксовании одного из колес, т. к. это может привести к повреждению системы блокировки. Примечание: не используйте жесткую блокировку в других дорожных условиях, при этом потребуется большее усилие для управление автомобилем особенно при выполнение поворотов, в этом случае в трансмиссии возникнет циркулирующий момент, который может привести к выходу из строя деталей моста (полуось, подвижная муфта блокировки, корпус дифференциала). Не рекомендуется двигаться с включенной блокировкой со скоростью более 10 км/ч.
После преодоления сложного участка блокировку необходимо выключить
Для облегчения разблокировки слегка поверните рулевое колесо влево и вправо во время движения автомобиля.
Категорически запрещается движение с включенной блокировкой по дорожному полотну с высоким коэффициентом сцепления (асфальтовое покрытие, плотная сухая глинистая дорога).
При использовании нестандартных колес (33-38 дюймов) эксплуатировать жесткую блокировку необходимо с повышенной осторожностью, т. к
использование колес большего диаметра приводит к большим нагрузкам и как следствие к возникновению риску выхода из строя деталей трансмиссии.
5. Лок-райт от Иж-Техно (Блокка)
Краткая хар-ка блокировки: очень узкое применение. ВАЖНАЯ ОСОБЕННОСТЬ в том, что ДИФФЕРЕНЦИАЛ практически ПОСТОЯННО ЗАБЛОКИРОВАН. Т.е. при движении на прямой Лок-райт замкнут, и размыкается лишь в поворотах, когда возникает разница в моменте вращения колес. Однако, на скользком покрытии (мокрый, обледенелый асфальт, грунтовка, грейдер) может возникнуть пробуксовка колес, достаточной разницы в моменте вращения колес не возникнет и Блокка останется заблокированной! Т.е. не рекомендуется установка блокировки Блокка (Лок-райт) на УАЗ, который ездит в основном по обычным дорогам. Чем больше разница угловых скоростей колес, тем щелчки громче и чаще.
В условиях дождя, гололеда и т. п
ухудшается управляемость машины
Необходимо проявлять внимание и осторожность при вхождении в повороты
Повышенный износ шин на дорогах с твердым покрытием.
При вхождении в поворот блокировка издает щелчки при срабатывании обгонной муфты.
Итак:
Блокка прекрасно ведет себя на бездорожье, проста и надежна. Но это устройство будет выполнять функции дифференциала, только когда на колесо будет воздействовать внешняя сила, позволяющая вращать колесо быстрее, чем вращается остальная часть трансмиссии. На скользких поверхностях, где одно из колес, как правило, имеет худшее сцепление с поверхностью и буксует — Блокка останется заблокированной и будет передавать момент на оба колеса оси. На поворотах обязательно нужно скидывать газ, проходить их накатом, только в этом случае Блокка разблокируется. Слушайте щелчки — это признак разблокировки и вращения колес с разной скоростью. Ресурс и использование ограничены. Только для грязи.6. ДАК (дифференциал автоматический Красикова)
Рис.21
Рис.22 Пожалуйста, выбирайте, то что Вам больше всего подходит, заказывайте, приезжайте на установку. Если необходима консультация звоните (см.контакты).